Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера.

Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2.

Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная.

Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной.

На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование.

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда.

А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

Информация с сайта: otruda.ru

Источник: https://primtrud.ru/news/izmeneniya-v-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-voditeley.html

/ Коммерческое право / Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Быстрота реакции и точность рабочих движений водителя современного автомобиля являются важнейшими факторами обеспечения безопасности движения. Эти качества в большой степени зависят от удобства рабочего места водителя, которое должно создавать благоприятные условия труда и исключать возможность возникновения аварий, вызываемых перенапряжением при работе водителя.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до настоящего момента нормативная документация, касающаяся организации рабочего места водителя автомобиля, не пересматривалась и не претерпевала изменений и дополнений, а новые конструкции кабин не проходили исследований по указанным свойствам.

Бесспорно, что грузовой транспорт необходимо разрабатывать в стране самостоятельно, так как это дает независимость от давления внешнего мира и возможность производить собственный валовый внутренний продукт.

Данную форму Вы можете применять либо взять за основу.

На практике предлагается заполнять поле — медицинская организация, в которую будет направлен соискатель.

Правовое подтверждение предложенной позиции:

В соответствии с частью четвертой ст.

213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Большинство таких факторов и видов работ, при выполнении которых работники подлежат обязательному медицинскому осмотру, приведены в соответствующих перечнях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
(Далее – Приказ « 302н). В то же время из формулировки части четвертой ст.

ТК РФ охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников [1] в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Соут водителя автомобиля

Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1).

И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей москва

Эта болезнь возникает постепенно, вызывая боли в суставах, судороги пальцев, спазмы сосудов.

Общая вибрация оказывает неблагоприятное воздействие на нервную и сердечно — сосудистую системы, вызывает нарушение опорно-двигательного аппарата, желудочного — кишечного тракта.

Повышенная или пониженная температура воздуха, влажности, а также загазованность и задымлённость приводит к заболеваниям дыхательной системы человека.

Не соблюдение техники безопасности при работе на автомобиле также может привести к травмам и потере работоспособности.

Меры (организационные, технические) и средства (коллективной и индивидуальной защиты), направленные на снижение опасных и вредных факторов, присутствующих на рабочем месте водителя.

Требования к рабочему месту водителя регламентируются следующими документами:

ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства.

Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня. Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле.

Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности. Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения.

При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда.

А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию.
В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Охрана труда

Таким образом, труд водителя городского пассажирского автобуса характеризуется: • удлиненным рабочем днем;• наличием сверхурочных работ в любое время суток;• постоянным нервно-психическим напряжением, связанным с необходимостью принятия срочных решений;• ответственностью за жизнь пассажиров;• большим объемом поступающей информации;• работой в сидячей позе;• большим количеством движений;• напряжением мышц туловища и конечностей;• воздействием вредных факторов производственной среды, превышающих нормативные показатели.

Анализ центральной нервной системы показал, что через 7–9 ч работы, независимо от смены, время реакции на звуковой раздражитель возрастало, особенно к концу работы. Латентный период на световой раздражитель укорачивался через 3–5 ч, достигая достоверной значимости на пятом часу работы.

Во второй смене в первые часы работы скрытое время реакции на световой раздражитель уменьшалось только в течение 2 ч, а затем увеличивалось, т.

Источник: http://dogovor-ok.ru/vrednye-faktory-u-voditelej-legkovyh-i-gruzovyh-avtomobilej

Требования к условиям труда водителей автомобильного транспорта. Суворова И

Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Напряженный характер работы, а в отдельных случаях и неблагоприятные условия труда определяют повышенные требования к психофизиологическим характеристикам водителей.

Одними из важнейших психофизиологических качеств для этой профессии являются устойчивость профессиональной деятельности в условиях крайне жесткого дефицита времени; принятие решения при недостатке или избытке противоречивой профессиональной информации; высокая социальная плата за неадекватно принятое решение; требования к профессиональной подготовке, долговременной и кратковременной памяти. Для водителей характерен также сменный график работы, предусматривающий необходимость работать в разное время суток. Работа в ночное время привносит свои особые трудности. Несовпадение ранее усвоенного и вновь навязываемого суточного ритма может быть причиной нарушения сна, появления усталости, понижения работоспособности и других проявлений, лишающих организм возможности выполнять работу на должном профессиональном уровне*.

С учетом того что от состояния среды движения автотранспорта зависит ряд производственных факторов, влияющих на водителей (информационные нагрузки, пыль, загазованность, вибрация, шум), при изучении условий их труда необходимо принимать во внимание характер и качество автомобильных дорог.

Шум

К числу неблагоприятных производственных факторов в кабинах автомобилей относится шум. Основными его источниками являются двигатель с вентилятором системы охлаждения и выпускным трубопроводом, ходовая часть, кузов и груз.

Существенный вклад в общий уровень шума могут вносить прицеп и шумовой климат среды движения.

Значимость последнего источника варьирует в очень широких пределах: практическое отсутствие – крайне высокие уровни, например, при взрывных работах в карьерах.

Результаты многочисленных исследований влияния шума на организм человека позволяют сделать заключение, что перечисленные выше уровни могут вызывать у водителей снижение слуховой чувствительности, изменения в сердечно-сосудистой, эндокринной, центральной и вегетативной нервных системах и т.д.

Не вызывает сомнений и существенная роль шума как одного из факторов, обусловливающих снижение работоспособности в реальных условиях деятельности и изменения в состоянии здоровья водителей.

В исследованиях отдельных авторов указано, что при воздействии шума 80 дБА развиваются тормозные процессы в коре головного мозга, по другим данным – при шуме 90 дБА у операторов уже со 2-го часа работы резко увеличивается время зрительно-двигательных реакций, снижаются функции опознавания, памяти и т.д.*

Относительно недавно по сравнению с другими производственными факторами описаны уровни инфразвука и характер его влияния на водителей. Основными источниками инфразвука являются сам автомобиль (в первую очередь кузов, ходовая часть, груз, прицеп) и среда движения.

В кабинах грузовых автомобилей и автобусов на частотах 2–16 Гц уровень инфразвука составляет 107–113 дБ. В легковом автомобиле при скорости 100 км/ч наибольшие уровни инфразвука отмечаются на частотах 9–12 Гц.

Относительно высокий уровень инфразвука обнаружен в кабинах движущихся автомобилей.

Влияние характерных для автотранспорта уровней инфразвука на организм водителя проявляется в угнетающем действии на центральную нервную, дыхательную, эндокринную и другие системы, от состояния которых во многом зависит его работоспособность и, следовательно, безопасность движения.

Поэтому снижение уровня инфразвука в кабинах автомобилей остается актуальной задачей в плане решения общей проблемы оптимизации условий труда водителей современных автомобилей.

Вибрация

Вибрация является одним из основных неблагоприятных производственных факторов, воздействующих на водителей автомобилей. Основными источниками локальной вибрации, передающейся через органы управления автомобилем, являются двигатель и трансмиссия. Уровень общей вибрации зависит от качества дорожного покрытия, скорости движения и конструктивных особенностей сиденья и ходовой части автомобиля.

Установлено, что вибрация на рабочих местах водителей автомобилей представляет собой широкополосный случайный процесс.

Анализ спектра вибраций показал, что максимум энергии вертикальных колебаний сосредоточен в третьоктаве 8 Гц, превышая нормативы для транспортно-технологического оборудования на 6 дБ и технологического на 15 дБ соответственно. Максимальный уровень энергии в низкочастотной части спектра в значительной степени определяет характер и выраженность изменений в организме человека.

Установлено существенное специфическое и неспецифическое влияние характерных для водителей вибронагрузок на организм человека. Кроме того, с помощью детальных исследований изменений показателей работоспособности в динамике рабочего дня было выявлено довольно значительное неспецифическое влияние вибрации на организм водителя.

Загрязнение воздушной среды кабины

Основными источниками загрязнения воздушной среды кабины автомобиля токсичными веществами являются двигатель, картер, карбюратор, бензобак, воздух придорожной зоны, реже груз и пассажиры. Безусловно, главный загрязнитель – отработавшие газы двигателя самого автомобиля и газы, попадающие в кабину из придорожной зоны.

Существенно загрязняют воздух кабин автомобиля испарения бензина из топливного бака и карбюратора, а также картерные газы. На эти источники приходится 5 % расходуемого топлива и 45 % выделяемых углеводородов.

Существенность влияния токсичных веществ на организм водителей обусловливает необходимость проведения мероприятий, направленных на снижение их концентраций в воздухе кабины.

Соответствующие мероприятия могут быть разделены на 4 основные группы:

– снижение токсичности отработавших газов;

– снижение загрязненности токсичными веществами придорожной зоны;

– предупреждение попадания токсичных веществ в кабину автомобиля из всех возможных источников;

– эффективное удаление токсичных веществ из кабины автомобиля.

Нормирование микроклимата кабин автомобилей

Одной из сложных проблем автодорожной медицины является нормирование микроклимата кабин автомобилей.

Известно, что нормирование микроклимата на рабочих местах имеет свои особенности, в частности, необходимость учета совокупного влияния на организм нескольких факторов (температура, влажность, подвижность воздуха, температура ограждений), различных реакций организма в разные сезоны года, термического сопротивления одежды, тяжести и напряженности труда.

Микроклимат в кабине зависит от особенностей систем отопления, вентиляции, а также ряда конструктивных параметров самого автомобиля (герметичность кабины, расположение двигателя, его теплоизоляция, теплоемкость и теплопроводность материалов, степень остекления кабины и т.д.).

Микроклимат кабины должен соответствовать оптимальным характеристикам, т.е. оказывать такое воздействие на организм водителя, которое не только не вызывало бы нарушений в состоянии здоровья, самочувствии водителя, но и способствовало поддержанию его высокой работоспособности. Наиболее оптимален вариант в поддержании микроклимата с помощью установок кондиционирования воздуха.

В реальных условиях температура воздуха в кабинах грузовых автомобилей колеблется зимой от +2 до +29 °С, в легковых – от +7 до +15,2 °С, в автобусах – от +3 до +31 °С при относительной влажности от 16 до 78 %. Летом эти показатели варьировали соответственно от +18–23 до +35 °С (легковые), +48,8 °С (грузовые) при относительной влажности 20–86 %.

При исследовании современных автобусов летом температура в кабинах составляет +25,3–27,7 °С и превышает наружную на 5–6 °С, а зимой колеблется от +15,1 до +25,2 °С.

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к условиям труда водителей

Документ:

Источник: https://www.espot.by/izdaniya/espot/trebovaniya-k-usloviyam-truda-voditelei-_0000000

Вредные факторы водителя

Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Безопасность жизнедеятельности Введение В среде строителей чаще всего подвержены травматизму: монтажники, шоферы, машинисты бульдозеров и экскаваторов роторного типа, строповщики и машинисты автокранов.

По частоте случаев травматизма особо опасными являются профессии, связанные с обслуживанием строительно-дорожных машин, так как машинисты постоянно испытывают на себе давление со стороны шума, вибрации, перепада температур и запыленности. Для снижения травматизма особенно важен правильный профессиональный отбор рабочих.

С учетом всех этих факторов данное оборудование с точки зрения БЖД должно соответствовать паспортным характеристикам завода-изготовителя.

Вредные факторы для медосмотра по профессии: водитель автомобиля

Вредные производственные факторы водителя грузового автомобиля Инструкция по охране труда для водителя автомобиля Два правильных и три ошибочных способа снять дисциплинарное взыскание Что проверяют во время спецоценки условий труда водителей? В процессе спецоценк измеряют факторы общей, а также локальной вибрации, шум, издаваемый силовыми и другими агрегатами авто, хим. Кроме того, обязательно учитываются параметры тяжести и напряженности.

Название должности не соответствует профстандарту: что делать До введения спецоценки нужно было выбрать позу из таких вариантов как вынужденная, фиксированная либо неудобная.

проблема заключалась в том, что было сложно определить конкретный тип позы. Так, одни считают позу водителя фиксированной, так как пятка его правой ноги находится на полу, а носок всегда на акселераторе, другие вынужденной, поскольку кабина не дает возможность менять позу, третьи неудобной.

К примеру, если какие-либо пагубные факторы превышают ПДУ, то нельзя обойтись без временных замеров. А если ПДУ не превышен, то время управления машиной не играет никакой роли. Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам и другие параметры, измеряемые при проведении специальной оценки условий труда Уровень шума обязателен к оценке.

Раньше его оценивали по критериям, основой которых являлись санитарные нормы СН 2. Этот документ устанавливал ПДУ шума по классам авто, например, для легковых машин ПДУ составлял шестьдесят децибел, для грузовых семьдесят, а для спецтехники — восемьдесят. Это приводило к тому, что один и тот же фактор оценивался по-разному.

В итоге, в кабине КАМАЗа уровень шума мог не превышать семидесяти децибел, и это значило, что водитель находился в нормальных условиях.

А при замерах легкового авто шум составлял шестьдесят пять децибел, а работа оказывалась вредной. Все это приводило к разногласиям и сложностям в определении уровня вредности. По новой методике различия между классами авто не учитываются, поэтому во всех машинах ПДУ шума не должно превышать восьмидесяти децибел. Вложенные файлы Приказ о проведении специальной оценки условий труда образец.

Вредные факторы для медосмотра по профессии: водитель автомобиля Медицинские осмотры водителя автомобиля — профессионала Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу ч. На период прохождения обязательных осмотров за работником сохраняется средний заработок ст.

Действие фактора: — Возможен наезд на людей и столкновение с транспортом.

На рабочем месте водителя может быть вероятность возникновения травмы или ухудшения здоровья, которые могут быть вызваны следующими источниками опасности: Риск — поражение электротоком — Удар током, вызванный неисправным электрооборудованием, контактом с проводами под током. Риск — отравление, воздействие токсичных веществ — Отравление газами бутана, оксидов азота, оксида углерода, этилмеркаптама , этилированным бензином и его парами.

Особенности СОУТ водителя в году Поскольку особенности проведения специальной оценки условий труда водителей расписаны законодателем на двух листах, приведем содержание целиком.

Полномочия руководителя комиссии по проведению специальной оценки условий труда делегируются представителю одного из работодателей, проводящих специальную оценку условий труда.

Проведение исследований испытаний и измерений вредных и или опасных производственных факторов на рабочих местах водителей осуществляется во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме, определенном руководством по технической эксплуатации транспортного средства и должностной инструкцией водителя.

Организация и порядок выполнения указанного специального рейса определяются работодателем и оформляются протоколом комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Вредные производственные факторы: виды и примеры по профессиям Аттестация рабочего места водителя, тракториста : 1. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения.

Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре.

С одной стороны, удобство, с другой — опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий. Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров.

А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест АРМ, — ред. Инструкция по охране труда для водителя бензовоза Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них 4.

Требования безопасности при эксплуатации автомобилей.

Общие положения Требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств АТС , производственных территорий и помещений установлены Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте далее Правила. Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников.

Безопасность жизнедеятельности Введение В среде строителей чаще всего подвержены травматизму: монтажники, шоферы, машинисты бульдозеров и экскаваторов роторного типа, строповщики и машинисты автокранов.

По частоте случаев травматизма особо опасными являются профессии, связанные с обслуживанием строительно-дорожных машин, так как машинисты постоянно испытывают на себе давление со стороны шума, вибрации, перепада температур и запыленности.

До износа 8. Водители обязаны правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия ставить в известность об этом непосредственного руководителя работ. Водитель обязан иметь при себе и передавать работникам Государственной автомобильной инспекции для проверки: 9.

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля N 12 “О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда”, Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса Руководство Р 2. Методические рекомендации являются межотраслевыми. Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.

К работе в качестве водителя бензовоза допускаются работники: не моложе 18 лет; прошедшие предварительный при приеме на работу и периодический во время работы медосмотры и не имеющие противопоказаний; прошедшие обучение и инструктаж на право работы; имеющие допуск к перевозке опасных грузов; прошедшие стажировку; прошедшие проверку знаний безопасных методов работы; прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, допущенные к самостоятельной работе; имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проверке знаний или после проведения инструктажей, к самостоятельной работе не допускаются и обязаны повторно пройти проверку знаний или инструктаж.

Водитель бензовоза должен знать: данную инструкцию по охране труда для водителя бензовоза; должностную инструкцию водителя бензовоза; инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту бензовоза; правила дорожного движения; инструкцию по охране труда при работе с ручным слесарно-кузнечным инструментом; правила внутреннего трудового распорядка; правила применения средств индивидуальной защиты; правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях; правила противопожарного режима; опасные и вредные производственные факторы, связанные с выполняемой работой.

Водитель бензовоза обязан: проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда и пожарную безопасность; немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о ситуации, угрожающей здоровью людей, о каждом несчастном случае или об ухудшении своего здоровья; проходить периодический 1 раз в 2 года медицинский осмотр; знать правила и порядок поведения при пожаре; уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения; содержать в чистоте рабочее место.

Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю.

Опасные и вредные производственные факторы Производственная травма трудовое увечье — это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов.

Чаще производственная травма — это результат механического воздействия при наездах, падениях СОУТ: О компенсационных выплатах водителям 28 декабря г.

Работнику водитель грузового автомобиля до проведения специальной оценки условий труда выплачивались надбавки за тоннаж автомобиля и предоставлялся дополнительный отпуск. После проведения специальной оценки условий труда класс условий труда определили как второй.

Получается, что все надбавки с водителя снимаются? По статистике, несчастные случаи с тяжелыми последствиями в работе водителя случаются чаще, чем в работе.

Классификация производственных факторов Все производственные факторы по сфере своего происхождения подразделяют на следующие две основные группы: Факторы производственной среды Факторы трудового процесса Из всей совокупности производственных факторов для целей безопасности труда по критерию возможности причинения вреда организму работающего человека выделяют: неблагоприятные производственные факторы; производственные факторы, не являющиеся неблагоприятными, то есть нейтрального или благоприятного действия.

Факторы, не являющиеся неблагоприятными, для целей безопасности труда не выделяют, не фиксируют и не именуют.

По результирующему воздействию на организм человека Неблагоприятные производственные факторы по результирующему воздействию на организм человека подразделяют на: Вредные производственные факторы ВПФ — факторы, приводящие к заболеванию, в том числе усугубляющие уже имеющиеся заболевания.

Вредные производственные факторы по профессиям: приказ н Производственные факторы по профессиям могут существенно различаться как качественно, так и количественно.

По виду воздействия их можно разделить на 4 большие группы: Физические — подразумевают неблагоприятное воздействие на челове кавредных и опасных физических условий работы, таких как шум, вибрация, недостаточная освещенность, перепады или воздействие опасных высоких или низких температур, влажность, радиация и т.

Химические — связаны с работой или потенциальным контактом с опасными веществами, которые несут угрозу жизни и здоровью при попадании в организм,соприкосновении с кожными покровами, при вдыхании например, едкие вещества, продукты нефтепереработки, синтетические жидкости, красители, удобрения, опасные летучие соединения, продукты горения, радиация и т. Анализ вредных и опасных факторов на рабочем месте водителя Посторонние лица присутствовать на них не должны.

Если при проведении предрейсового медосмотра медработник выявляет у водителя признаки нетрудоспособности, повышение или понижение артериального давления, частоты сокращений сердца или значительные отклонения от индивидуальной нормы такого водителя, к управлению транспортным средством его не допускают.

Конечно, нельзя допустить к управлению автомобилем и водителя, который находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения либо под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость его реакции.

Два правильных и три ошибочных способа снять дисциплинарное взыскание Что проверяют во время спецоценки условий труда водителей? Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

Воздействие пыли. Воздействие пыли на организм может быть причиной возникновения заболеваний.

Обычно различают специфические аллергические болезни и неспецифические хронические заболевания органов дыхания, заболевания глаз и кожи пылевые поражения.

Вредные производственные факторы водителя грузового автомобиля Вредные факторы для медосмотра по профессии: водитель автомобиля Инструкция по охране труда для водителя автомобиля Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них 4.

Правила распространяются на работников автотранспортных предприятий АТП , автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров далее – организации.

Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом. Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников При ремонте, обслуживании и эксплуатации АТС работники организаций могут быть подвержены воздействию различных опасных и вредных производственных факторов.

Источник: https://vaneel.ru/voditelyu/vrednie-faktori-voditelya.php

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Вредные факторы у водителей легковых и грузовых автомобилей

Транспортные происшествия всегда занимают верхние строчки рейтингов в статистике несчастных случаев на производстве. Один из эффективных способов снизить травматизм водителей — грамотно составить ИОТ и провести инструктаж. В статье пошаговый алгоритм разработки инструкции и шаблоны необходимых документов.

Кто разрабатывает и кто утверждает инструкцию по охране труда для водителей автотранспорта

Инструкция по охране труда (ИОТ) составляется непосредственным руководителем работника или транспортного подразделения. Эта обязанность зафиксирована в его должностной инструкции.

Также составление ИОТ может быть поручено главному инженеру, это зависит от структуры предприятия.

Важно, чтобы ответственный за подготовку был компетентен в организации труда, знал все вредные/опасные факторы их работы и т.д.

ИОТ создается не одним должностным лицом единолично, специалисту по охране труда следует оказывать ему методическую помощь. Кроме того, если в организации имеется профсоюз, необходимо учесть мнение этой инстанции.

Работодатель, столкнувшись с потребностью разработать ИОТ, должен назначить ответственного сотрудника.

Для этого выпускается приказ, в котором перечисляются все лица, которые будут задействованы в процессе создания ИОТ, обозначаются конкретные сроки выполнения. После всех необходимых согласований данный документ подлежит утверждению.

Здесь возможны два варианта. Руководитель предприятия может утвердить инструкцию отдельным распоряжением либо заполнить предусмотренный гриф утверждения на проекте документа.

Охрана труда для водителей

Работа водителя связана с рисками не только для жизни и здоровья его собственными. Он перевозит ценные грузы или людей.

Поэтому охрана труда предъявляет серьезные требования к самому шоферу, а также к условиям его работы. За нарушение этих требований неизбежно наказание.

Как минимум, это будет дисциплинарное взыскание, а в некоторых случаях наступает материальная или даже уголовная ответственность.

Вредные и опасные производственные факторы 

Во время работы водитель подвергается риску воздействия целого ряда вредных и опасных факторов. Перечислим их:

  • Само транспортное средство, другие участники дорожного движения.
  • Все используемые для обслуживания автомобиля инструменты и приспособления.
  • Высокая температура двигателя. Пар, горячие жидкости, возникающие в процессе эксплуатации и ремонта машины. Связанная с транспортным средством пожароопасность.
  • Специфика рабочего места – статичная поза, неблагоприятный микроклимат, плохое освещение, вредные вещества (бензин или другое топливо, охлаждающая жидкость, масло и т.д.), опасность поражения электротоком.
  • Специфика места обслуживания автомобиля – скользкий пол, острые углы, опасность падения груза ( при погрузочных работах или если машина вывешена на домкрате), возможные физические перегрузки.

Все эти факторы не могут не влиять на здоровье. Поэтому плановый медосмотр водители проходят регулярно, 1 раз в два года (п. 27 приложение 2 к Приказу № 302н). Помимо оценки физического здоровья, эти работники должны регулярно проходить психиатрическое освидетельствование (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.04.

93 № 377 “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” и Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», утвержденному Минздравом Приказом № 302н).

Все медосмотры работников проводятся за счет работодателя.

Читайте об организации медицинских осмотров водителей:

Предрейсовых>>>
Послерейсовых>>>

Большое влияние должно уделяться правилам использования защитных средств, их соответствию выявленным вредным факторам. Также немаловажен график работы, строгое соблюдение нормативов труда и отдыха, здоровый образ жизни в целом.

Помимо базовых требований ОТ, в зависимости от специфики деятельности предприятия, могут применяться дополнительные. Работодатель обязан организовать целевые инструктажи  каждый раз, когда шоферу необходимо работать в нетипичных условиях.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Требования ОТ

Водитель должен соответствовать целому перечню условий:

1. Достижение совершеннолетия.

2. Отсутствие противопоказаний по здоровью, подтвержденное медосмотром.

3. Наличие аттестата о среднем образовании, водительского удостоверения требуемой категории, профессионального образования. Если последнего нет – работник направляется в специализированный центр на 72-часовое обучение по охране труда.

4. Знание требований охраны труда в части устройства и эксплуатации машины, ее техобслуживания. В это понятие включены безопасные методы разборки транспортного средства, работа с техническими жидкостями, правила безопасности при работе с инструментом.

5. Прохождение всех необходимых инструктажей и проверок знания требований ОТ: целевых, вводных, первичных и т.д. Допускать выход на линию работника, не подтвердившего свою квалифицированность и компетентность, нельзя.

График инструктажей разрабатывается работодателем. Напомним, что все без исключения водители должны 1 раз в 3 месяца проходить повторные инструктажи.

Если произошло ЧП или был допущен перерыв в работе – обязателен внеплановый инструктаж по ОТ.

► Читайте подробнее: об организации инструктажей для водителей>>>

6. Прохождение стажировки. Ее срок определяется квалификацией шофера и условиями работы. Если они совпадают с условиями на прежнем рабочем месте – то можно ограничиться несколькими сменами под руководством наставника.

А если речь идет о переходе в принципиально иные условия труда – стажировка продолжится 2-3 недели. При этом стажировка должна быть оформлена по всем правилам и оплачена в полном объеме.

Только после стажировки работодатель выпускает приказ о допуске к самостоятельной работе, раньше он этого не имеет права сделать.

Действия в нештатных ситуациях

Причиной нештатных ситуаций, которые могут возникнуть в работе водителя, становятся самые разные обстоятельства. Соответственно, последующие действия тоже будут различными. Рассмотрим основные алгоритмы.

Их объединяет то, что в любой нештатной ситуации шофер должен сообщить о ЧП вышестоящему сотруднику, обезопасить себя, а также других пострадавших, принять меры к нераспространению нештатной ситуации, сохранению всех доказательств для расследования.

При плохом самочувствии, остром заболевании водитель обязан:

  • сообщить непосредственному руководителю;
  • обратиться за врачебной помощью.

При несчастном случае с кем-то из коллег водитель обязан:

  • Сообщить руководителю.
  • Эвакуировать пострадавшего или максимально предотвратить дальнейшее воздействие опасного фактора.
  • Вызвать скорую медицинскую помощь.
  • Оказать первую помощь пострадавшему, по возможности запросив его разрешения. В компетенцию шофера входит умение пользоваться аптечкой первой помощи. Сейчас она практически полностью состоит из перевязочных средств, а лекарственные препараты изъяты из состава (после введения в действие Приказа Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009). Приложения к этому приказу регламентируют состав аптечки и правила ее использования.
  • При необходимости обеспечить перевозку пострадавшего в медицинское учреждение.
  • «Законсервировать» место происшествия для дальнейшего расследования и дать объективные показания, ничего не умалчивая.

При выявлении нарушений норм законодательства, которые явно могут повлиять на жизнь и здоровье, водитель обязан:

  • сообщить руководителю;
  • покинуть опасное место, прекратив работу.

Как подготовить ИОТ водителя

Для разработки ИОТ важно понимать, что она должна быть логичной и не содержать двусмысленных формулировок. Собранный в инструкции объем информации должен давать четкие алгоритмы действий.

https://www.youtube.com/watch?v=u2pp5gVDmD4

Основой для ИОТ служат типовые отраслевые инструкции, согласно п. 5.3. Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России № 80 от 17.12.2002 г. Это, например, ТОИ Р-200-01-95 Т – типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей. На ее основе с учетом конкретики предприятия разрабатываются локальные инструкции.

Образцы инструкций 

Скачайте образцы ИОТ для:

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103269-ohrana-truda-voditeley

Сила Права
Добавить комментарий