Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Списание долгов по налогам на землю, имущество и транспорт с населения в 2018 году

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в НК РФ, предусматривающие списание с обычных граждан долгов по налогу на землю, имущество и транспорт, а также сумм пени и штрафов, начисленных на указанную недоимку. Помимо налоговой амнистии, вводится новый вид вычета по земельному налогу в виде необлагаемых налогом 6 соток земли для льготников, в которые теперь включены пенсионеры.

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в НК РФ, предусматривающие списание с обычных граждан долгов по налогу на землю, имущество и транспорт, а также сумм пени и штрафов, начисленных на указанную недоимку. Помимо налоговой амнистии, вводится новый вид вычета по земельному налогу в виде необлагаемых налогом 6 соток земли для льготников, в которые теперь включены пенсионеры.

Налоговая амнистия 2018 года для физических лиц предусматривает освобождение граждан от долгов по налогам на землю, имущество и транспорт, возникшим за периоды до 1 января 2015 года, а также от соответствующих им сумм пени и штрафов, начисленных на данную задолженность.

Кроме этого, по налогу на землю вводится новая льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения шести соток земли льготных групп граждан, в которые с 2018 года включены пенсионеры.

Правовой акт, вносящий указанные изменения в НК РФ

Порядок, особенности и сроки проведения амнистии для физических лиц, а также ряд иных существенных изменений в НК РФ, внесены законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ.

Важно: официальная дата вступления в силу указанных изменений – 29 декабря 2017 года (дата опубликования в официальном источнике), за исключением тех положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.

Основания для введения налоговой амнистии в России

Основанием, положившим начало разработке положений о налоговой амнистии, послужило заявление Президента РФ Владимира Путина о необходимости освобождения граждан от старых долгов по имущественным налогам, сделанное на большой пресс-конференции 14 декабря 2017 года (подробнее в видео):

Примечание: по поручению Президента, законопроект, вносящий соответствующие изменения в НК РФ, был разработан, рассмотрен и утвержден в рекордно короткие сроки – в течение 2 недель.

Кого коснется амнистия

Налоговая амнистия затронет всех физических лиц независимо от размера задолженности и материального положения должника.

Долги по каким платежам будут списаны

Отразим перечень имущественных и иных платежей, долги по которым будут списаны с граждан в 2018 году, в табличном формате.

Таблица № 1. Кто и по каким платежам подпадает под амнистию

С кого списываютКакой налог списываетсяЗа какой период списывают
Граждане (физические лица)ТранспортныйДолги по налогам списываются за период до 1 января 2015 года, а пени и штрафы за период с начала образования до момента вынесения решения о списании недоимки
Земельный
Налог на имущество

Рассмотрим более подробно порядок и особенности списания безнадежных долгов с физических лиц.

Особенности налоговой амнистии для граждан

  • Списанию подлежит задолженность только по имущественным налогам, а также начисленным на нее пеням и штрафам.

К имущественным налогам физических лиц относятся земельный и транспортный, а также налог на имущество.

Примечание: задолженность по алиментам, госпошлине, НДФЛ от продажи имущества и иным обязательным сборам списанию не подлежит.

  • Размер долга, а также материальный статус должника не лишают его права на налоговую амнистию.

Причины, по которым образовался долг, возможность погашения этого долга в будущем и материальное положение должника налоговым органом уточняться не будут.

  • Пени и штрафы по налоговой задолженности будут списаны за период до вынесения решения об амнистии.

Это означает, что пени и штрафы будут аннулированы не до 2015 года (как задолженность по налогам), а до даты вынесения решения о списании долга.

  • Граждане будут освобождены от необходимости уплаты НДФЛ, образовавшегося из-за неуплаты налога работодателем.

Обязанность гражданина уплатить налог за работодателя возникает в тех случаях, когда последний не может сам исчислить и уплатить сумму налога в бюджет.

  • Законом № 436 ФЗ от 28.12.2017 года предусмотрен перечень доходов, списание долгов по которым не подпадает под налоговую амнистию.

Так, в числе прочих в данный список попала з/п, дивиденды, материальная выгода, выигрыши и призы, полученные в конкурсах и играх. Полный перечень доходов, не подлежащих списанию, приведен в п.72 ст. 217 НК РФ.

Кто будет производить списание долгов граждан

Списание долгов по налогам, пеням и штрафам будет производить налоговая инспекция по месту учета физического лица.

Никаких документов и заявлений от гражданина не требуется, аннулирование задолженности будет осуществляться в автоматическом и одностороннем порядке.

Когда будет списана задолженность

Точного срока списания долга конкретного лица законом не предусмотрено, так же, как и не установлена обязанность уведомления гражданина о произошедшем списании.

По всей видимости, гражданину придется самостоятельно обращаться в налоговую по месту учета с целью уточнения данной информации.

Источник: https://yakapitalist.ru/finansy/nalogovaya-amnistiya-2018-fl/

Налоговая амнистия для ИП – 2018

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Анна Коняева

Директор ООО “Центр правового обслуживания”

специально для ГАРАНТ.РУ

Сегодня долги по налогам в России числятся более чем за 40 млн человек, а сумма задолженности превышает 40 млрд руб., отметил на большой пресс-конференции в конце 2017 года Президент России Владимир Путин.

В конце 2017 года Госдумой обсуждены и утверждены изменения в действующее законодательство, которые позволят провести так называемую “налоговую амнистию” для граждан и предпринимателей. Депутаты поддержали пакет поправок в Налоговый кодекс, включая изменения, направленные на списание долгов физических лиц и ИП по налогам и взносам.

Для реализации указанных целей был принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 г.

№ 436-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 436-ФЗ), который вступил в силу 29 декабря 2017 года (за исключением некоторых положений, для которых установлен иной срок).

Что такое налоговая амнистия, и как она повлияет на положение ИП?

Под налоговой амнистией понимается освобождение лиц от обязанности уплатить определенный вид налога в казну государства, освобождение от ответственности за неуплату налога, а также образовавшихся в связи с неуплатой пени и штрафов. В настоящий момент у 3 млн ИП имеются долги по налогам и страховым взносам [около 15 млрд руб., о чем заявил Владимир Путин на пресс-конференции в декабре.

– ГАРАНТ.РУ]. Предприниматель обязан отчитываться перед государством, даже если не ведет деятельность, за невыполнение указанного обязательства предусмотрены штрафные санкции (ст. 119 НК РФ). В предпринимательской среде нередки случаи, когда бизнес не оправдал ожиданий предпринимателя, оказался убыточным, в связи с чем его деятельность была прекращена.

Однако от обязанности уплачивать в казну государства налоги и страховые взносы ИП не освобождается, в результате суммы долга увеличиваются, назначаются штрафные санкции вплоть до прекращения деятельности в качестве ИП и внесения соответсвующей записи в ЕГРИП.

С принятием Закона № 436-ФЗ у предпринимателей появилась признанная законом возможность избавиться от финансового бремени, возникшего в связи с неуплатой налогов и взносов.

Какая задолженность ИП подлежит списанию?

В отношении ИП амнистия распространяется на:

  • Налоги. Индивидуальные предприниматели применяют одну из пяти доступных систем налогообложения (ОСНО, ЕНВД, ЕСХН, УСН или ПСН) и уплачивают налоговые платежи в рамках выбранной налоговой системы. Безнадежными признаются и подлежат списанию недоимка по любым налогам, долг по штрафам и пеням, образовавшимся в связи с такой недоимкой на 1 января 2015 года за ИП и лицами, которые утратили статус ИП до даты принятия налоговым органом решения о списании (ст. 12 Закона № 436-ФЗ). Исключением являются акцизы, налоги, которые подлежат уплате при перемещении товаров через границу России, и налоги на добычу полезных ископаемых – на указанные платежи амнистия не распространяется.

Закон не ограничивает сумму долга, подлежащего списанию.

  • Страховые взносы. Крупная задолженность у ИП могла образоваться в связи с неуплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Закон № 436-ФЗ предусматривает возможность списания долгов ИП по страховым взносам, а также возникшим в связи с ними пеням и штрафам. Амнистия действует в отношении долга по взносам, образовавшегося до 1 января 2017 года и распространяется на действующих и прекративших деятельность ИП, нотариусов и адвокатов, других лиц, осуществляющих частную практику.

Долги по взносам вплоть до 1 января 2017 года будут списаны предпринимателям, которые не вели деятельность и не отчитывались перед государством, в таком случае взносы начислялись в максимальном размере, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г.

№ 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” [закон утратил силу с 1 января 2017 года. – ГАРАНТ.РУ].

Стоит отметить, что на основании указанной статьи ПФР мог начислять ИП, не передавшему в налоговую службу данные о полученных доходах, взносы по следующей формуле: 8 МРОТ х 26% (тариф страховых взносов) х 12 (количество месяцев в году).

Таким образом, максимальная сумма взносов, начисленная ПФР, могла превышать 154 тыс. руб. в год, с принятием Закона № 436-ФЗ ИП избавятся от таких крупных сумм задолженности.

Важно отметить: если предприниматель своевременно уплачивал взносы вплоть до 2017 года и вовремя передавал по ним отчетность, но пропустил один или несколько платежей, претендовать на списание долга по амнистии он не сможет.

Как будет списываться задолженность?

Списывать задолженность действующих и бывших предпринимателей налоговые органы должны по месту их жительства. Подлежащие списанию суммы будут определены на основании имеющихся у госструктуры сведений.

Закон № 436-ФЗ устанавливает, что решение об амнистии долгов может быть составлено в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества должника, его ИНН и данных о списываемом долге.

При этом в законе прямо оговорено, что решение принимается госорганом без участия налогоплательщика (ст. 11-12).

Однако закон не определяет сроки, в которые налоговая служба должна принять решение о списании долга, такая неопределенность может спровоцировать затягивание процесса. Для получения сведений о списании долгов и скорейшего избавления от задолженности ИП может воспользоваться способами:

    Обращение с заявлением о списании долгов по взносам в налоговую службу

Закон № 436-ФЗ устанавливает, что налоговая задолженность списывается без участия должника, а в отношении страховых взносов такого уточнения в тексте закона нет, соответственно, ИП может проявить инициативу и обратиться в госорган с заявлением о списании долга.

    Обращение в налоговую службу с просьбой разъяснить сроки и порядок принятия решения о списании задолженности

ИП вправе подать в налоговую службу заявление с просьбой разъяснить ситуацию по существующим задолженностям, срокам и порядке их списания.

После принятия заявления у налоговой службы есть 30 дней на рассмотрение обращения и направления заявителю ответа в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г.

№ 59 “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”.

Получив информацию из налогового органа о списании своих долгов, предприниматель сможет сориентироваться во времени, которое потребуется на налоговую амнистию в его случае.

Последствия изменений для государства и бизнеса

Налоговая амнистия имеет ряд положительных моментов для государства в целом и для конкретного предпринимателя.

    Экономия средств на взыскание долгов.

Государство несет крупные административные затраты на взыскание невыплаченных задолженностей. С этой точки зрения амнистия — это разумная мера прощения гражданам и предпринимателям долгов с целью предупреждения еще больших затрат государственной системы на их взыскание.

    Справедливая мера для бывших ИП, которые не справились с ведением предпринимательской деятельности, либо зарегистрировавшись, не осуществляли ее.

Даже если вывести бизнес на нужный уровень предпринимателю не удалось, и дело “не пошло”, обязанность по выплате страховых взносов не исчезает. Как правило, долги, о которых сам ИП не всегда знает, копятся, вызывая последствия в виде крупных штрафов.

Если бизнес не задался, налоговая амнистия будет цивилизованным механизмом выхода из предпринимательской деятельности без последствий в виде крупных задолженностей. В то же время если предприниматель принял решение восстановить бизнес, без выплаты долгов сделать этого он не сможет.

Избавление от долгового бремени позволит части ИП вернуться к своей деятельности.

Однако не все оценивают нововведения с исключительно положительной стороны. Некоторые считают, что было бы справедливо разделить должников на категории и применять списание долгов исключительно к бизнесменам, предпринимательская деятельность которых не удалась, а начисленные налоги невозможно выплатить по объективным причинам.

В любом случае, налоговая амнистия благоприятно скажется на состоянии предпринимательского климата в России, что немаловажно в настоящее время.

Так как предприниматели в процессе деятельности сталкиваются с множеством преград, в том числе финансового характера, поддержка государства в виде списания задолженностей по налогам и взносам избавит от долгового бремени и предоставит возможность стабилизировать ситуацию тем индивидуальным предпринимателям, кто в свое время не справился с налоговыми и страховыми обязательствами.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/konyaeva/1166121/

Списание безнадежного налогового долга: проект Минфина

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

26 апреля 2019 года Минфин проект своего приказа, которым предлагает утвердить Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков.

Действие этого Порядка распространяется на физических лиц (резидентов и нерезидентов), юридических лиц (резидентов и нерезидентов) и их обособленные подразделения, имеющие, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), является объектом налогообложения, и на которых возложена обязанность уплаты налогов и сборов.

Зато он не распространяется на денежные обязательства или налоговый долг, остающиеся непогашенными после ликвидации налогоплательщика, не связанной с банкротством.

Когда налоговый долг будет считаться «безнадежным»?

В Порядке предлагается под термином «безнадежный налоговый долг» понимать:

1. налоговый долг налогоплательщика, признанного в установленном порядке банкротом, требования по которому не были удовлетворены в связи с недостаточностью имущества банкрота;

2. налоговый долг физического лица:

  • признана в судебном порядке недееспособным, безвестно отсутствующим или объявленного умершим, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законом;
  • умерла, в случае недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законом;
  • более 720 дней находится в розыске;

3. налоговый долг налогоплательщика, по которому истек срок давности;

4. налоговый долг налогоплательщика, возникший вследствие форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы).

Такой факт форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) подтверждается:

  • Торгово-промышленной палатой Украины и уполномоченными им региональными торгово-промышленными палатами – о наступлении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) на территории Украины;
  • органами (лицами) других стран, уполномоченными на заверения в такой стране факту форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), – о наступлении форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) на территории этой страны;
  • решениями Президента Украины об объявлении отдельных местностей Украины зоной чрезвычайной экологической ситуации, утвержденные Верховной Радой Украины;
  • решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных советов;
  • в случаях, установленных НКУ;
  • заключениями других органов, уполномоченных в соответствии с законодательством удостоверять форс-мажорные обстоятельства (обстоятельств непреодолимой силы);

5. налоговый долг налогоплательщика, в отношении которого в ЕГР внесена запись о его прекращении на основании решения суда, а для банков – на основании решения Фонда гарантирования вкладов физических лиц об утверждении отчета о завершении ликвидации банка или его решение об утверждении ликвидационного баланса, принятие окончательного отчета ликвидатора и завершения ликвидационной процедуры.

Если физическое лицо, в судебном порядке признано безвестно отсутствующим или объявленного умершим, появляется или если физическое лицо, находилась в розыске более 720 дней, разыскано, то списанная задолженность таких лиц подлежит восстановлению и взысканию в общем порядке с соблюдением сроков давности, начиная со дня восстановления такого налогового долга.

Как определять сумму безнадежного налогового долга, подлежащего списанию?

Определение суммы безнадежного налогового долга, подлежащего списанию контролирующими органами, будет осуществляться на основании данных информационно-телекоммуникационных систем контролирующих органов (далее – ІТС) по состоянию на день возникновения безнадежного налогового долга.

Списанию подлежит безнадежный налоговый долг, в том числе пеня и штрафные санкции, начисленные на такой налоговый долг (проценты за фактический срок пользования рассроченным (отсроченным) налоговым долгом).

Списания безнадежного налогового долга по плате за землю будет осуществляться за период со дня наступления форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) и до истечения предельного срока уплаты денежного обязательства по такому налогу за отчетный календарный год, в котором такие обстоятельства возникли, а по единому налога – до окончания предельного срока уплаты денежного обязательства за соответствующий отчетный квартал.

Когда вступит в силу Порядок?

По тексту проекта этот приказ вступит в силу со дня его официального опубликования.

А пока замечания и предложения по его содержанию можно предоставлять в письменной и электронной форме в течение месяца со дня публикации этого объявления по адресу: 01008, г. Киев, ул. Грушевского, 12/2 Министерство финансов Украины; электронная почта: SAvramenko@minfin.gov.ua.

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-novosti-zakonodatelstva-1-spisanie-beznadezhnogo-nalogovogo-dolga-proekt-minfina

Списание задолженности по налогам с физических лиц

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Закон о списании задолженности по налогам от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ обладает ограниченной сферой применения. Он действует только по отношению к долгам, возникшим до определенной даты. Постоянно действующие нормы по ликвидации недоимок без их погашения установлены налоговым законодательством. Для этого долги должны быть признаны безнадежными.

Списание задолженности по налогам: основания по НК РФ

В стандартной ситуации долг перед бюджетом причисляется к группе безнадежных, если выполняются требования ст. 59 НК РФ:

  • организация официально прекращает деятельность и инициирует процедуру ликвидации;
  • предприниматель стал банкротом;
  • смерть физического лица, который имел долги перед бюджетом;
  • имеется судебный акт или постановление о списании задолженности по налогам по причине окончания срока реализации взыскательных мероприятий.

Безнадежными по налоговому праву могут признаваться суммы недоимок, начисленные по ним пени, назначенные штрафы.

Каков порядок списания безнадежной задолженности по налогам: при наличии оснований для отнесения суммы долга к категории безнадежных, автоматического исключения недоимок из карточки расчетов налогоплательщика не происходит. Должник должен в судебном порядке получить документ, подтверждающий возможность списания конкретных сумм.

Закон о списании задолженности по налогам 2018

В 2018 году объявлена широкомасштабная амнистия по ряду неоплаченных налоговых обязательств. Освобождение от долгового бремени затронуло физических лиц и субъектов коммерческой деятельности. ФЗ о списании задолженности по налогам в текущем году, в отличие от предыдущих случаев налоговой амнистии, предполагает погашение не только штрафов и начисленных пеней, но и самих задолженностей.

Списание задолженности по имущественным налогам, которые подлежат оплате физическими лицами, возможно для группы долгов, сформированных на первое число января 2015 года. Ст. 12 Закона предусмотрено признание безнадежными недоимок по таким видам налогов:

  • допускается списание транспортного налога задолженности физических лиц, в 2018 году за 2013 год ;
  • норма распространяется на суммы налога на имущество;
  • списывается земельный налог.

«Прощать» контролирующие органы будут задолженность и начисленные на ее сумму пени, предписанные штрафы, которые уже были зафиксированы до наступления 2015 года.

Если у человека имеются долги, по которым пеня продолжала рассчитываться и прибавляться к общей сумме недоимки и после января 2015 года, то долг будет прощен полностью.

Списание задолженности по налогам с физических лиц в этом случае затронет и ту ее часть, которая приходится на пени за интервал времени после 1 января 2015 года

Заявление о списании задолженности по налогам – образец для этого не нужен, так как физлицам он не понадобится, – сотрудники налоговых структур самостоятельно проведут процедуру погашения долгов. Уведомлять при этом самих должников не будут.

Списание задолженности по транспортному налогу 2018 года должно осуществляться с привязкой сумм недоимок к предельной дате оплаты налогового обязательства.

То есть, долги за 2013 год простятся, а обязательства, начисленные за 2014 год, подлежат погашению, поскольку срок их оплаты приходится на период после 01.01.2015 г.

О том, как происходит списание транспортного налога (задолженности физических лиц), можно прочитать в нашей статье.

Документальное оформление процедуры осуществляется ИФНС в произвольной форме.

Разработанные налоговым органом шаблоны должны содержать сведения, идентифицирующие личность должника и размер недоимки с разбивкой на основной долг, пени и штрафы.

Списание задолженности по налогам с 2018 года не учитывает величину долга. Главным критерием отбора безнадежных недоимок становится срок их возникновения.

Списание задолженности по налогам ИП

Под амнистию попадают и некоторые частные предприниматели, в том числе те из них, кто официально прекратил осуществление коммерческой деятельности (закрыл ИП, но не погасил долги).

При списании задолженности по налогам ИП, ПФР тоже должен произвести инвентаризацию состояния расчетов с должниками. Списанию подлежат только те страховые взносы по состоянию на 01.01.2017 г.

, которые ПФР начислил предпринимателю в максимальном размере, не получив от него необходимой отчетности (п. 1 ст. 11 закона № 436-ФЗ). Подробнее об этом – здесь.

Сроки списания задолженности по налогам для ИП имеют временные ограничения, как и для физических лиц, не занимающихся бизнесом. Под действие закона попадают долги, сформировавшиеся по состоянию на начало 2015 года. Исключением являются:

  • акцизы;
  • долги по НДПИ;
  • налоговые обязательства, которые возникают у субъектов предпринимательства в связи с перевозом товарной продукции через российскую границу.

Простить контролирующие органы должны не только основную сумму долга, но и начисленные на него пени, имеющиеся у должника штрафы по конкретным видам налогов.

Списание задолженности по налогам 2018 года, для ИП предусмотрено ст. 12. закона № 436-ФЗ. Амнистия недоимок по взносам прописана в ст. 11 закона. Норма не распространяется на платежи в ФСС и медицинское страхование. Условия признания недоимки безнадежным долгом такие:

  • субъект предпринимательства, являющийся должником, имеет статус ИП или занимается частной практикой;
  • сформированное долговое обязательство было зафиксировано в базе данных контролирующих органов до января 2017 года.

О факте списания предприниматели не оповещаются, налоговая инспекция осуществляет эту процедуру полностью самостоятельно на базе имеющихся сведений.

Источник: https://spmag.ru/articles/spisanie-zadolzhennosti-po-nalogam-s-fizicheskih-lic

Списание товарной безнадежной дебиторской задолженности: учет и налогообложение | Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Товарная дебиторская задолженность, по сравнению с денежной, имеет свои особенности учета, поскольку создание резерва сомнительных долгов для нее не предусмотрено. Как отразить товарную безнадежную дебиторку в налоговом учете? Каковы особенности ее списания в бухучете? Какие будут последствия по НДС при списании товарной безнадежной дебиторки?

Товарная безнадежная дебиторская задолженность — безнадежная дебиторская задолженность по перечисленной оплате за товары (работы, услуги).

Бухгалтерский учет

Резерв сомнительных долгов создают только для той текущей дебиторской задолженности, которая является финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи). Данное правило четко предусмотрено П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность». А это значит, что резерв сомнительных долгов можно сформировать только для денежной дебиторской задолженности.

Напомним

Финансовый актив — денежные средства и их эквиваленты; контракт, предоставляющий право получить денежные средства или другой финансовый актив от другого предприятия; контракт, предоставляющий право обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; инструмент собственного капитала другого предприятия (п. 4 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»).

В случае если дебиторская задолженность является товарной, то согласно бухучетным правилам резерв сомнительных долгов для нее не рассчитывается.

Это значит, что при условии признания задолженности безнадежной она списывается с баланса с отражением в составе прочих операционных расходов (п.

11 П(С)БУ 10), а именно — по Дт 944 «Сомнительные и безнадежные долги».

При списании задолженности по перечисленной предоплате корреспонденция будет следующей: Дт 944 Кт 371 «Расчеты по выданным авансам».

В то же время сумму такой задолженности нужно отразить на забалансовом субсчете 071 «Списанная дебиторская задолженность». На нем данная сумма будет учитываться в течение 3 лет с даты списания (а по истечении этого срока спишется по Кт 071) или до ее погашения должником (если это погашение произойдет до истечения данного срока).

В последнем случае нужно будет сделать следующие проводки: Дт 30 (31) Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов» и Кт 071 (см. Инструкцию о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденную приказом Минфина Украины от 30.11.1999 г.

№ 291, далее — Инструкция № 291).

Налог на прибыль

На сегодняшний день объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, исчисленная путем корректировки финрезультата до налогообложения, определенного согласно П(С)БУ или МСФО, на разницы, возникающие в соответствии с положениями НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). При этом разницы могут не применять те плательщики, у которых бухдоход за последний год не превышает 20 млн грн.

Одними из таких разниц, на которые корректируется финрезультат до налогообложения предприятия, являются разницы, возникающие при формировании резервов (обеспечений), в частности — резерва сомнительных долгов (п. 139.2 НКУ). Согласно пп. 139.2.1 НКУ, финансовый результат до налогообложения увеличивают:

  • на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО;
  • на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов.

Финрезультат до налогообложения уменьшают:

  • на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличился финрезультат до налогообложения согласно П(С)БУ или МСФО;
  • на сумму списанной дебиторской задолженности (в т.ч. за счет созданного резерва сомнительных долгов), соответствующей признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ.

Как видим, корректировки финрезультата до налогообложения выстроены вокруг резерва сомнительных долгов. Поэтому логично было бы предположить, что корректировки из п. 139.2 НКУ касаются исключительно дебиторской задолженности, подлежащей резервированию согласно правилам бухгалтерского учета.

Вместе с тем подчеркнем: руководствуясь п.

7 П(С)БУ 10, текущая дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резерва сомнительных долгов.

Однако товарная задолженность — задолженность по выданным авансам, в счет которых должны были быть поставлены товары (работы, услуги), согласно п. 4 П(С)БУ 13 не является финансовым активом. Следовательно, на такую задолженность в бухучете резерв сомнительных долгов не начисляется, а при ее списании сразу признаются расходы.

Все вышеуказанное дает основания считать, что соблюдать нормы п. 139.2 НКУ при списании товарной дебиторской задолженности не нужно — списание товарной дебиторской задолженности в налогово-прибыльном учете отражается по правилам бухучета. В свое время это подтверждали и налоговики — см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 15.12.2015 г. № 18967/10/26-15-15-03-11.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/5125

Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований.

Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК. При нарушении установленных периодов уплачивается пеня (ст.

75 НК).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК, в налоговой сфере не применяется.

Срок давности по налогам физических лиц

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2019 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше).

Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК.

Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 – 47 НК. Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств.

Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода.

Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Давность по налоговым нарушениям

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120, 122 НК.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/sroki-iskovoy-davnosti

Срок давности пени по налогам физических лиц

Списываются ли пеня по налогам после 3 лет

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее.

Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно.

Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление.

Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок.

Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности.

По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок.

В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС.

Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании.

Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел.

Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений.

Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления.

Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог.

Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы.

Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно.

При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК.

В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам.

На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Существует, в частности, в НК статья 48.

В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

https://www.youtube.com/watch?v=0GzYgLnYMX4

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной).

Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК.

В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Читайте так же:  Взыскание алиментов по достижении 18 лет

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу.

В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней.

Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение.

Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует.

Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования.

Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

Информационное письмо Президиума ВАС

Источник: https://fiexp.ru/srok-davnosti-peni-po-nalogam-fizicheskih-lits/

Сила Права
Добавить комментарий