Правописание сомнительных согласных правило

1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных

Правописание сомнительных согласных правило

Поскольку в речи согласные звуки, как и гласные в безударном положении, могут изменяться, то при правописании согласных (в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания) следует проверять правописание согласного по сильной позиции, прежде всего – по положению перед гласным.

1.15.1. Звонкие – глухие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пруд – пруды, молотьба – молотить, узкий – узок, прут – (нет) прута.

Исключение: свадьба (хотя сватать).

2. Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапоги – сапожки, запрягать – пряжка), а х чередуется с ш (пахать – вспашка, казахи – казашка).

3. Ударный -ёжк(а) пишется в отглагольных существительных.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космонавт, фисгармония, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным.

Ветчина, притча, потчевать, здесь, здоровье, ни зги, сдобный, чувствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику (подробнее см.: раздел 2).

1.15.2. Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Тростник – тросточка, трость, вестник – весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • костный (мозг), надкостница (ср.: кость) — косный («отсталый»), косность;
  • шефствовать над кем-либо (ср.: шефы) — шествовать («идти») (ср.: шёл);
  • сверстник (ср.: верста) — ровесник;
  • явственный, явствовать (ср.: явь, явный) — яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’]), следует усвоить:

  • буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах;Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий.
  • конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-).Песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч, вместо к, ч, ц пишется т.

Крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.

5. Следует различать сочетания чн и шн.

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

  • перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н, на месте корневых к, ц, ч, хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).Скворец – скворечник, лоток – лоточник, очки – очечник, пустяк – пустячный, яйцо – яичница, перец – перечница, свеча – подсвечник.Исключения: двурушник, рушник (хотя рука), раёшник (хотя раёк), городошник (хотя городок);
  • в женских отчествах на -ична.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

  • в словах, образованных от основ на х;Суматоха – суматошный, ухо – наушник.
  • в словах с суффиксом -шн-, образованных от наречий;Сегодня – сегодняшний, зря – зряшный.
  • в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.Кино – киношный, домино – доминошник.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас), опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

 Упражнения к теме «1.15. Правописание согласных»

Источник: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/641-115_pravopisanie_zvonkih_gluhih_i_neproiznosimyh_soglasnyh.html

Орфография. Раздел 2. Правописание согласных в корне слова. Розенталь: Справочник по русскому языку

Правописание сомнительных согласных правило
Эти правила в справочнике РАН:
  § 7 п. 1 —  § 79  § 7 п. 4 —  § 80

1. Для проверки написания сомнительной согласной в корне нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласная л, м, н, р: смазка (ср. смазать), молотьба (ср. молотить), резьба (ср. резной).

Ср.: Луга шли вперемежку с полями (‘перемежаться’). — Чёрные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (‘перемешаться’); Изморозь рисует замысловатые узоры на стёклах окон (‘морозить’). Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (‘моросить’).

Запомните: свадьба (ср. свадебный) хотя сват, сватать; лестница, хотя лезу; отверстие, хотя отверзать.

2. Для проверки написания сомнительной согласной в корне иногда надо вспомнить чередования звуков: коврижка (от коврига), пичужка (от пичуга) — с чередованием [г//ж]; деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования звуков нет); скворечник (от скворец) — с чередованием [ц//ч] — набалдашник (без чередования).

Примечание. Не связано с чередованием звуков наличие двух вариантов произношения и, соответственно, различное написание слов с одним и тем же значением: галоша — калоша, дискутировать — дискуссировать, синтаксический — синтактический.

3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной в корне нельзя проверять однокоренным словом: абстракция (ср. абстрагировать).

4.

Написание многих слов с непроверяемыми согласными в корне определяется по орфографическому словарю: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (‘птица’), копчик (‘кость в оконечности позвоночника’), мундштук, футбол, ягдташ и др.

1. Двойное ж (жж) пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных. Ср.: возжечь (воз-+жечь) — возжжёшь (воз-+жжёшь), также возжжённый.

При наличии чередования звуков [зг//зж], [зд//зж] пишется зж (а не жж): визжать (ср. визг), приезжать (ср. приезд), брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п.

Примечание. В редких словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

2. Двойное с (сс) пишется в слове ссора и однокоренных (о написании слова рассориться см. § 27, прим. 4).

3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, поссовет, роддом.

Примечание. В первой части сложносокращенного слова, представляющей собой основу, которая оканчивается двойными согласными, пишется только одна согласная: грампластинка, групком, групорг, конармеец.

4.

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются: пятибалльный ← балл, галльский ← галл, гуннский ← гунн, компромиссный ← компромисс, группка ← группа, диаграммка ← диаграмма, программка ← программа, телеграммка ← телеграмма. Ср.: Канберрский университет (← Канберра), Каннский кинофестиваль (← Канны), Лозаннская конференция (← Лозанна).

Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная:

1) кристальный, финский, колонка, пятитонка, финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетка;

2) Алка ← Алла, Анка ← Анна, Кирилка ← Кирилл, Римка ← Римма, Савка ← Савва, Филипка ← Филипп, Эмка ← Эмма.[1]

5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной: воззвание, подделать, чересседельник.

Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами (‘перестала оставаться в первоначальном положении’). — Дверь поддалась ударам лома (‘не сдержала напора, нажима’).

6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю:

аббревиатура

абсцисса

агрессия

акклиматизация

аккомодация

аккредитив

аккредитовать

аксессуар

аллитерация

аммиак

аммонит

апелляция

аппендицит

аппликация

аппретура

аппроксимация

асессор

атолл

аттракцион

баббит

балласт

баллотироваться

беллетристика

босс

гиббон

гиппопотам

гуммиарабик

гуттаперча

дилемма

дистиллировать

дифференциал

дифференциация

идиллия

иллюминация

индифферентный

иррациональный

ирригация

каллиграфия

кассация

клемма

коллежский

баллон

колосс

коралл

коррозия

коррупция

коэффициент

кристалл

мантисса

муссон

оппозиция

параллелепипед

параллелограмм

пассат

перрон

пессимизм

рессора

сеттер

сеттльмент

силлабический

симметрия

стеллаж

стрептококк

теннис

терраса

террикон

территория

троллейбус

хлорофилл

целлюлоза

эксцесс

эллипс

эссенция

Запомните: данные слова пишутся с одной согласной в корне:

агрегат

алюминий

атрибут

бакалавр

балюстрада

баркарола

вернисаж

волейбол

галерея

десант

десерт

децибел

дилетант

импресарио

карикатура

катар

лилипут

нивелир

пилигрим

политес

привилегия

продюсер

пудинг

ресурс

росомаха

русизм

тротуар

унисон и др.

[1] 1 См. о двойных согласных: на стыке корня и суффикса — § 35, п. 11; в суффиксах прилагательных и причастии — § 35, п. 11 и § 48; о написании н или нн в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных — § 48, п. 6, прим. 2.

Эти правила в справочнике РАН:
  § 9 —  § 83

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств, здн, ндск, нтск, стл, стн и др., нужно так изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласной стояла гласная: грустный (ср. грустен, грустить), свистнуть (ср. свистеть), солнце (ср. солнечный).

Запомните:

1)

безвестный

властный

гигантский

голландский

горестный

громоздкий

девственный

дилетантский

доблестный

захолустный

здравствовать

корыстный

костный

лестница (хотя лесенка)

местный

ненавистный

ненастный

окрестность

пастбище

поздно

праздность

прелестный

пристрастный

сверстник

свистнуть (от свистеть)

сердце

солнце

счастливый

тростник

хлестнуть

чувствовать

целостный

явственный

яростный

2)

безгласный

блеснуть (хотя блестеть)

вкусный

гнусный

интриганский

искусный

косный

опасный

плеснуть (хотя плескать)

ровесник

свиснуть (от свисать)

склянка (хотя стекло)

словесность

ужасный

участвовать

чествовать

шествовать

яства

Источник: http://old-rozental.ru/orfografia.php?sid=9

Сомнительные согласные: примеры. Правописание сомнительных согласных в корне слова

Правописание сомнительных согласных правило

Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей.

Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых – сомнительные согласные.

Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.

Сильная позиция

От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.

Безусловно, сильная позиция для гласного звука – это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением – «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е.

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость).

Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного – в конце слова (угол – уголь), перед гласной (мол – мёл), а также перед твердой согласной (издевка).

Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Слабая позиция

Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства.

Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой.

Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке – необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.

Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции – под ударением.

С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодка, пересдача).

Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (листик, всё, сборщик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.

В конце слова

В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию – она наиболее распространена в великом и могучем.

Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове “объектив”, [ш] в слове “стриж” – сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.

Проверить правописание таких согласных легко – нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: “объективы”, “стрижи”.

Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).

Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила

Корень слова – важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.

Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка – смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка – коврига).

Двойная согласная

Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.

Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.

Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: атолл, гиббон, каллиграфия, параллелограмм, теннис и другие.

Мягкий знак: нужен или нет

Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и).

Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен – сомнительные согласные.

Примеры: снежок, птенчик, гонщик, уздечка.

Особый пункт в этом правиле – числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот, семьсот остается как часть основы в составном слове.

Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться – они хорошо учатся).

Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).

Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила

Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции.

Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте – здравие, дилетантский – дилетант.

А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.

Как перестать сомневаться

Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм – это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.

Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре – надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.

И наконец, не стоит отчаиваться – полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.

Источник: https://fb.ru/article/268241/somnitelnyie-soglasnyie-primeryi-pravopisanie-somnitelnyih-soglasnyih-v-korne-slova

Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных – ОРФОГРАФИЯ

Правописание сомнительных согласных правило

Цели: обобщить знания о слабых позициях согласных звуков, отработать навыки узнавания орфограммы; закрепить навыки графического обозначения орфограммы, умение работать с орфографическим словарем.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учитель проводит распределительный диктант (можно двух человек вызвать к доске). В первый столбик записываются слова с правописанием о после шипящих, во второй — е и ё.

Пшенка, бечевка, холодцом, танцевать, бойцом, зачет, трещотка, чопорный, шел, глянцевый, крыжовник, черный, ожог (третьей степени), ранцем, обжора, ситцевый, грушовка, тушенка, шерстка, шорох, щетка, шов, леденцом, шок, поджег (сарай).

Проверка диктанта — устно или с помощью записи на доске. Повторение правил правописания о, ё после шипящих.

II. Работа над орфограммой “Сомнительные согласные”

1. Слово учителя.

— Сегодня мы повторим орфограммы, связанные с правописанием согласных в корне. Какие это орфограммы? (Сомнительные согласные, непроизносимые согласные, удвоенные согласные в корнях слов.)

Давайте попробуем разобраться, почему в одних случаях согласные в корне произносятся четко, а в каких — нет. (Чтение § 24, с. 83.)

(Делается вывод о том, что согласные, как и гласные, могут находиться в сильной и слабой позициях по глухости/звонкости. В сильной позиции согласный произносится четко и соответствует своей букве, например: вода.

В слабых позициях согласный становится сомнительным: он либо оглушается, либо озвончается, создавая тем самым трудности при написании слова.

Выбор согласного звука зависит от его положения (сильная или слабая позиция), а также от традиции письма, например: труд — трудовой, кров — кровля.

По тексту параграфа составляется таблица “Сомнительные согласные”.)

Таблица 7

Сомнительные согласные

Сильная позицияпо глухости/звонкостиПримерыСлабая позицияпо глухости/звонкостиПримеры
Перед гласным звукомСтолНа конце словаДуб [п]
Перед сонорными согласными л, м, н, рступняПеред шумным звонким согласным (происходит озвончение)Косьба [з’б]
Перед шумным глухим согласным (происходит оглушение)Ковш [фш]

— Как же правильно установить, какой согласный нужно писать? (Подобрать проверочное слово, в котором согласный звук стоял бы в сильной позиции: перед гласным звуком или сонорнымил, м, н, р.)

(Учитель обращает внимание, что в ряде случаев это общее правило не работает. Это касается слов типа абстракция или транскрипция. По правилу нужно было бы проверять их словами абстрагировать и транскрибировать, однако в существительных абстракция и транскрипция пишется глухой согласный.)

2. Закрепление изученного.

Упражнение 123 выполняется на доске.

При выполнении упражнения 124 нужно обязательно указывать морфему, в которой обнаружена сомнительная согласная.

Дело в том, что сомнительные согласные в словах из упражнения сосредоточены не только в корнях (брош-ка, ковриж-ка), но и в приставках (пред-чувствие, под-толкнуть). Важно понимать, что ее можно проверить.

В случае, если сомнительная согласная находится в корне, проверять нужно путем подбора однокоренного слова, если же в приставке, то проверять можно словом с той же приставкой (это необязательно может быть однокоренное слово).

Например, орфограмму в слове под-толкнуть можно проверить словом подо-ждать. Такая проверка не распространена в школьной практике, но суть ее остается той же, что и при проверке сомнительной согласной в корне: нужно поставить сомнительную согласную в сильную позицию.

III. Работа над орфограммой “Непроизносимые согласные”

1. Знакомство с орфограммой.

Чтение § 25 (с. 84). Учащиеся выделяют два блока. Первый — это непроизносимая согласная в корне слова, которую можно проверить, подобрав слова, где согласный стоял бы перед гласной и, следовательно, слышался бы четко. Второй — непроизносимые согласные в сочетаниях сч, зч, жч и подобных, где непроизносимый согласный появляется на стыке двух морфем: приставки и корня, корня и суффикса.

2. Закрепление изученного.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли непроизносимая согласная в слове, подобрать проверочное слово.

Аген(?)ство, здра(?)ствуйте, блес(?)на, прес(?)ный, вирус(?)ный, с(?)клянка, воскрес(?)ный, ирлан(?)ский, добросовес(?)ный, закулис(?)ный, небес(?)ный, вкус(?)ный, пристрас(?)ный, опас(?)ный, перекрестный, чудес(?)ный, лес(?)ница, звез(?)ный, злос(?)ный, завис(?)ливый, сверс(?)ник, победонос(?)ный, чес(?)ный, дилетантский, я(?)ственный, лес(?)ный, лес(?)ной, кровенос(?)ный, я(?)ства, ровес(?)ник, интерес(?)ный, древес(?)ный, гиган(?)ский, свис(?)нуть, добросовес(?)ный, ше(?)ствовать, безмол(?)ствовать, сер(?)це, пас(?)бище, блес(?)нуть.

Дополнить содержание параграфа необходимо тем, что правописание непроизносимых согласных в ряде случаев зависит от лексического значения слова.

Учащиеся выполняют задание: нужно определить, есть ли непроизносимая согласная в корне; различаются ли слова в парах по своему лексическому значению; составить по одному словосочетанию (или предложению) с каждым словом и подобрать проверочные слова, исходя из лексического значения анализируемых слов.

Выслать – выстлать, яства – явственно, почивать – потчевать, костный – косный, гнусный – грустный, шествовать – шефствовать, чествовать – чувствовать, изморозь – изморось, вперемежку – вперемешку.

— Как называются слова, схожие по звучанию, но разные по значению? (Паронимы.)

IV. Работа над орфограммой “Удвоенные согласные в корне слова”

1. Знакомство с орфограммой.

Чтение § 26 (с. 86). Важно обратить внимание, что правила, описанные в параграфе, относятся только к правописанию двойных согласных в корне слова (для других морфем, например, в суффиксах прилагательных и причастий, действуют совершенно иные правила).

2. Выполнение упражнений.

— Есть ли в слове удвоенная согласная? Вставьте пропущенные согласные там, где это необходимо. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

Ак(?)лиматизация, ил(?)юстрация, дрес(?)ировать, абсцис(?)а, гал(?)ерея, ак(?)умулятор, ат(?)естат, бал(?)юстрада, бал(?) (выпускной), бал(?) (проходной), артил(?)ерия, орфограм(?)а, пал(?)исадник, хар(?)актер, рас(?)а, ап(?)етит, ап(?)ликация, артил(?)ерия, ал(?)ея, ал(?)егория, сим(?)етрия, ан(?)отация, ак(?)уратный, аллигатор, ап(?)арат, кас(?)ета, вож(?)и, хок(?)ей, эл(?)иксир, эф(?)ект, агрес(?)ия, мер(?)идиан, прес(?)а, сум(?)а (слагаемых), фил(?)иал, колон(?)а, колон(?)ка, оперет(?)а, ал(?)юминий, кол(?)ектив, ват(?)ага, дел(?)икатес, кил(?)ометр, бал(?)он, коммуникация, дискуссия, бел(?)етристика, мож(?)евельник, драм(?)а, агрес(?)ор, жуж(?)ание, бры(?)жет, дис(?)ертация, им(?)итация, кол(?)оквиум, хок(?)ей, пер(?)он, экспрес(?)ия, парал(?)ель, кор(?)идор, трол(?)ейбус, бал(?)он, тер(?)итория, привил(?)егия, диф(?)еренциация, им(?)унитет, сур(?)огат, кристал(?)ьная, клас(?)ицизм.

(Выполнение упражнения 131.)

V. Итог урока

Домашнее задание

1. Упражнения 139 и 140 (с. 90).

2. §27-30 (с. 93-104).

3. Повторить принципы русской орфографии (§ 18 на с. 62).

Источник: https://compendium.su/rus/10-11klass/14.html

Орфограммка

Правописание сомнительных согласных правило

1.

      Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л м н р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб  – грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться);Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

2.      Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.

: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием   г  –  ж)  – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец,  с чередованием   ц    ч)  –набалдашник (без чередования).

Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галоша –  к алоша, дискутировать – дискуссировать, синтаксический – синтактический, апокалипсический – апокалиптический.

3.      В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например:абстракция (хотя абстрагировать).

4.

      Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.

↑ Cодержание ↑

§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

1.

      Двойное ж  пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) –возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.

2.      Двойное  с   в корне пишется в словах  сс  ора, ссуда и однокоренных с ними.

3.      Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например:главврач, госсектор, поссовет, роддом.

4.

      В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс  – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа –программка, телеграмма – телеграммка.  То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.

Исключения.

 В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл  – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное  н  стягивается в одно  н  перед суффиксом  ), оперетта –оперетка; в названиях лиц с суффиксом  , например: Алла  – Алка, Анна – Анка, Кирилл  – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

5.

      Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например:беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.

6.

      Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.

В суффиксе   тта   пишется два  т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.

В слове генералиссимус пишется два  с.

↑ Cодержание ↑

§10. Непроизносимые согласные

Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных  здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц,  а также в некоторых словах свствнужно  изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср: агентство, безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, яростный.

↑ Cодержание ↑

Источник: https://orfogrammka.ru/OGL02/81920104.html

Правописание согласных

Правописание сомнительных согласных правило

Показать всёСкрыть всё

Глухие и звонкие согласные в корне

  • Определяя согласную, нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорной согласной – л, м, н, р: вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), высший (высокий), изморось (моросить), изморозь (морозить), косьба (косить), мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).

    Примечание. Нельзя проверять таким способом согласную в словах свадьба (сватать), лестница (лезу), отверстие (отверзать). Написание этих слов рекомендуется запомнить.

  • Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований. Наиболее характерные для русского языка чередования согласных: г – ж – з (подруга – подружка – друзья); к – ч – ц (лик – личико – лицо); х – ш – с (вспахать – вспашка, лес – леший); д – ж (ездить – езжу, молодой – омоложение); ск – щ (лоск – лощеный); ст – щ (мост – мощеный); б – бл (губить – гублю), в – вл (ловить – ловлю), м – мл (кормить – кормлю), п – пл (купить – куплю).

    Примечание 1. Чередование может происходить только в пределах корня, приставки или суффикса.

    Например, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск, доск-а); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч, так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-ок, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к – ч; ср.: мощ-ёный (мостить), кущ-ение (куст-иться), прощ-ение (прост-ить), резче (рез-ко), жёст-че (жёст-кий), веснушч-атый (веснуш-к-а), борозд-чат-ый (борозд-к-а).

    Примечание 2. Слова сухощавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

    Примечание 3. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

  • Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (‘птица из семейства соколиных’), копчик (‘нижняя конечная часть позвоночника’), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Непроизносимые согласные в корне

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным: агентство (агенты), здравствовать (здравие), интендантский (интенданты), окрестности (перекресток), пастбище (пасти), свистнуть (свистеть), яростный (в ярости), явственный (явный, явиться), яства (есть).

Примечание 1. Нельзя проверять исходным корнем написание слов лосниться (хотя лоск), блеснуть (хотя блеск, блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать). В этих и подобных словах исторически произошло упрощение групп согласных; ср.: лос(к)ниться, блес(т, к)нуть, с(т)клянка, плес(к)нуть. Таким же образом появились слова ка(п)нуть (кануть в Лету), сги(б)нуть.

Примечание 2. Написание слов дерматин, инцидент, прецедент и производных от них рекомендуется запомнить.

Примечание 3. Необходимо различать слова:

  • констатация (‘установление несомненности существования чего-либо’) и константа (‘постоянная величина’);
  • косный (‘тяготеющий к старому, привычному’) и костный (от кость: костный мозг, костная ткань);
  • норманнский (от норманны) и нормандский (от Нормандия);
  • участвовать (‘сотрудничать в чём-либо’; ср.: составная часть) и чувствовать (‘способность ощущать, испытывать внешние воздействия’);
  • шествовать (‘торжественно идти’) и шефствовать (‘оказывать помощь, быть шефом’);
  • эскалатор (‘движущаяся лестница’) и экскаватор (‘землеройная машина’);
  • явственный (от явиться; ср.: явный, явление) и яства (‘разнообразные кушанья’ – устар.; образовано с помощью суффикса -тв- от ст.-сл. ясти);
  • ровесник (от слова ровесный – диал. ‘одинаковый’, от рово – ‘временная мера’, имевшего в косвенных падежах наращение -ес-; ср. совр.: чудо – чудеса – чудес – с помощью суффикса -ик) и сверстник (от др.-русск. съвьрстьныи – ‘одинаковый по длине, возрасту’, которое восходит к общеслав. верста – ‘мера длины’, с помощью суффикса -ик – совр. -ник).

Правописание двойных согласных

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание н и нн

Правописание й

  • В начале иноязычных слов перед о, е: йог, йогурт, йод, йот, Йемен и в производных от них: йодистый, йодный, йодоформ, йотация, йотированный, йеменский, также в именах собственных: Йован, Йожеф, Йорген, Йорк, Йошкар-Ола, Нью-Йорк и в производных от них: йоркширский, йошкаролинцы;
  • После гласной в конце слов: край, май, сарай – и в середине иноязычных слов: майолика, майонез, майя (во всех значениях), майор; также в именах собственных: Майнц, Майори, Майсур.
    Примечание. После согласной в иноязычных словах пишется сочетание ьо: батальон, бульон, каньон, компаньон, медальон, миньон, павильон, почтальон, шампиньон, шиньон.

Задания для самопроверки

Источник: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Spel_Conson.htm

Сила Права
Добавить комментарий