Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

Методические рекомендации Методические рекомендации по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства – скачать бесплатно

Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТИВОАВАРИИНЫЕ ТРЕНИРОВКИ ПЕРСОНАЛА КОММУНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические рекомендации по подготовке и проведению

МОСКВА

ЭНЕРГОСЕРВИС

2005

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйстваI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯII. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИРОВОКIII. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОКIV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ТРЕНИРОВОКV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОКТренировки по схемамТренировки с условными действиями персоналаТренировки с управляющими воздействиями на коммутационные аппараты, арматуру и выключатели двигателей на неработающем оборудованииТренировки с использованием технических средств обученияКомбинированные тренировкиПротивопожарные тренировкиДополнительные рекомендации по проведению отдельных тренировокVI. РАЗБОР ТРЕНИРОВОКVII. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРЕНИРОВОКПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схема учебно-тренировочного полигона для проведения тренировочных занятий с имитацией аварийных ситуаций в тепловых сетяхПРИЛОЖЕНИЕ 2 ФОРМА годового графика проведения противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЖУРНАЛ учета прохождения персоналом противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИМЕР программы организации и проведения противоаварийной тренировки на тему:ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Некоторые типы рекомендуемых плакатов и их применениеПРИЛОЖЕНИЕ 6 ЖУРНАЛ учета проведенных противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 7 ЖУРНАЛ учета проведенных противопожарных тренировокМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала электроэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйстваI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯII. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕНИРОВОКIII. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОКIV. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ТРЕНИРОВОКV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОКТренировки по схемамТренировки с условными действиями персоналаТренировки с управляющими воздействиями на коммутационные аппараты, релейную защиту и автоматику, аппаратуру и выключатели двигателей на неработающем оборудованииТренировки с использованием технических средств обучения персоналаКомбинированные тренировкиПротивопожарные тренировкиДополнительные рекомендации по проведению отдельных тренировокVI. РАЗБОР ТРЕНИРОВОКVII. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРЕНИРОВОКПРИЛОЖЕНИЕ 1 Схема учебно-тренировочного полигона для проведения тренировочных занятий в электрических сетяхПРИЛОЖЕНИЕ 2 ФОРМА годового графика проведения противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 3 ЖУРНАЛ учета прохождения персоналом противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИМЕР программы организации и проведения противоаварийной тренировки на тему:ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Некоторые типы рекомендуемых плакатов и их применениеПРИЛОЖЕНИЕ 6 ЖУРНАЛ учета проведенных противоаварийных тренировокПРИЛОЖЕНИЕ 7 ЖУРНАЛ учета проведенных противопожарных тренировок

Методические рекомендации составлены

Закрытым акционерным обществом «Роскоммунэнерго» и Российской ассоциацией «Коммунальная энергетика» им. Э.Хижа при участии Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго России

Методические рекомендации по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала составлены в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, Особенностями работы с персоналом энергетических организаций системы жилищно-коммунального хозяйства, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также с учетом Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Минпромэнерго России 25 августа 2004 г.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов электроэнергетических и теплоэнергетических организаций, осуществляющих подготовку и проведение противоаварийных тренировок.

Рекомендации содержат классификацию тренировок, их периодичность, мероприятия по подготовке и методики проведения тренировок.

СОГЛАСОВАНЫ Управлением технического надзора и управлением по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзоруУТВЕРЖДЕНЫ приказом Минпромэнерго России от 14.12.2004 № 167

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства

1.

Методические рекомендации по подготовке и проведению противоаварийных тренировок персонала теплоэнергетических организаций жилищно-коммунального хозяйства разработаны с целью оказания методической помощи организациям системы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим производство и(или) передачу и распределение тепловой энергии и эксплуатирующим источники тепла, тепловые сети и сооружения на них в составе систем централизованного энергоснабжения.

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/Metodicheskierekomendacii261.html

Организация проведения практических тренировок по эвакуации

Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

Организация подготовки тренировки

Практические отработки планов эвакуации – важная составная часть профессиональной подготовки персонала объекта. Они являются основной формой контроля подготовленности персонала к тушению пожаров.

Во время тренировок у персонала вырабатываются навыки быстро находить правильные решения в условиях пожара, коллективно проводить эвакуацию, организовывать работу по тушению пожара на начальной стадии, правильно применять средства пожаротушения.

На каждом объекте в рамках годового плана-графика работы с персоналом должен составляться график проведения противопожарных тренировок, утвержденный руководителем объекта.

В графике указываются: месяц проведения тренировки, вид тренировки, тренирующаяся смена или структурное подразделение.

Годовой план-график разрабатывается совместно с руководителями структурных подразделений. На основе этого плана каждое структурное подразделение составляет свой годовой план-график работы с персоналом.

Эффективность противопожарных тренировок зависит от правильности их подготовки и организации проведения, от качества аналитической проработки действий персонала во время тренировки и правильности принятых решений по результатам критического разбора (обсуждения) тренировок после их завершения.

Тренировки в значительной степени зависят также от результатов, достигнутых при инструктажах, проводимых в рамках общей программы противопожарной подготовки персонала.

Обучение персонала оказывается более успешным, если инструктажи проводились перед началом тренировок, в связи с этим все её участники должны собираться в зале, где руководитель тренировки, используя план эвакуации, объясняет задачу каждого участника.

Противопожарные тренировки подразделяются на объектовые и тренировки структурных подразделений, совместные с подразделениями Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – ФПС ГПС), а также индивидуальные.

Объектовой противопожарной тренировкой следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы объекта в целом, по причине условного пожара, и в ней задействован персонал всего объекта. Руководителем объектовой противопожарной тренировки является руководитель или главный инженер объекта.

Тренировкой структурного подразделения следует считать тренировку, темой которой является нарушение режима работы одного структурного подразделения, и в которой требуется участие персонала только этого подразделения.

Совместные тренировки позволяют отработать взаимодействие и взаимопонимание персонала объекта и подразделений ФПС ГПС.

На период совместной тренировки распоряжением руководителя объекта выделяются консультанты из числа инженерно-технических работников (далее – ИТР), которые обязаны следить, чтобы распоряжения и действия руководителя тренировки и руководителя тушения пожаров (далее – РТП) соответствовали требованиям действующих на объекте правил техники безопасности.

Индивидуальные тренировки проводятся для вновь принятого персонала после прохождения инструктажа на рабочем месте и для персонала, который по какой-либо причине не участвовал в плановой тренировке (отпуск, болезнь и т.п.).

Тренировка по эвакуации назначается приказом руководителя объекта, в котором отражается цель, дата и время, руководитель тренировки, начальник штаба тренировки.

Начальником штаба тренировки разрабатывается план проведения, в котором отражается тема, её цели, состав участников и календарный план подготовки и проведения тренировки.

В календарном плане отражаются этапы подготовки и проведения, задачи штабу, персоналу, посредникам и участникам с указанием мест проведения, времени и ответственных исполнителей.

Порядок (этапы) проведения тренировки могут быть определены как календарным планом, так и отдельным документом, утверждённым руководителем тренировки.

Обслуживающий персонал дополнительно знакомится с планами эвакуации и инструкциями, определяющими действия в случае возникновения пожара, на месте изучают расположение эвакуационных выходов, места хранения ключей от дверей эвакуационных выходов, кратчайшие и безопасные пути следования к выходам из здания, в зависимости от места возникновения пожара, места нахождения первичных средств пожаротушения и средств связи.

Руководитель тренировки дополнительно доводит порядок действий в случае получения сигнала (оповещения) о возникновении пожара, включая порядок и направление движения, и корректирует списки эвакуируемых.

Эффективность проведения во многом зависит от действий посредников и самого персонала. Посредники назначаются из числа ИТР объекта, а при совместной тренировке – дополнительно из личного состава подразделения ФПС ГПС. Количество посредников определяет руководитель тренировки.

При подготовке посредников руководитель тренировки должен:

– ознакомить их с тактическим замыслом тренировки и возможными вариантами его решения;

– организовать с ними изучение объекта, где будет проводиться тренировка, распределить их по участкам работы;

– ознакомить с обязанностями в качестве посредников;

– дать указания о порядке применения средств имитации на условном пожаре;

– обратить внимание на необходимость соблюдения техники безопасности во время тренировки.

Посредник обязан:

– ознакомиться с тактическим замыслом и ожидаемым решением по создаваемой обстановке;

– в соответствии с порядком, предусмотренным руководителем тренировки, имитировать обстановку условного пожара, вовремя и в положенном месте объявить вводные для персонала;

– в необходимых случаях немедленно принимать меры по предупреждению ошибочных действий любого участника тренировки, которые могут привести к несчастному случаю, аварии, повреждению оборудования или нарушению технологического процесса;

– вести необходимые записи о действиях персонала на тренировке и о выполнении вводных.

При наличии имитирующих средств обстановки условного пожара посредники могут не ставить вводные, а запрашивать у тренирующихся с какой обстановкой они встретились и какое решение приняли.

Любой участник тренировки может уточнять у посредника данные об обстановке на участке условного пожара.

При подготовке персонала руководитель тренировки должен:

– довести информацию об объёмно – планировочных решениях объекта, состоянии систем противопожарной защиты, в том числе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

– довести замысел тренировки;

– довести порядок действий при возникновении пожара, а также стадии развития пожара, порядок действий по самостоятельному тушению пожара, оказанию первой помощи пострадавшим и др.

Все категории участников при проведении противопожарных тренировок должны иметь следующие отличительные знаки:

– руководитель тушения пожара – красную отличительную повязку;

– посредники – желтую отличительную повязку;

– тренирующийся персонал – без повязок.

Обстановку условного пожара при проведении противопожарных тренировок имитируют следующими средствами:

– очаг – красными флажками (работать без изолирующих противогазов запрещается!);

– зона задымления – синими флажками;

– зона токсичных газов, радиоактивности, выделения вредных паров – желтыми флажками.

Имитация пожара на тренировках должна быть наглядной, чтобы посредники имели возможность изменять ее на определенном участке в соответствии с тактическим замыслом руководителя тренировки.

В качестве средств имитации пожара допускается использовать дымовые шашки не опасные для здоровья эвакуируемых, фонари и другие средства, способствующие созданию необходимой обстановки.

Применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или нанести ущерб помещениям и оборудованию, запрещается.

При подготовке к тренировке принимаются меры по устранению нарушений содержания путей эвакуации и эвакуационных выходов, которые могут препятствовать быстрой и безопасной эвакуации людей, проверяется исправность и работоспособность системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (далее – СОУЭ).

Порядок проведения тренировки

Началом практической отработки является подача звукового и (или) световых сигналов о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей. Звуковой сигнал оповещения должен отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

С получением сигнала о возникновении пожара все участники тренировки проводят мероприятия в соответствии с инструкцией по действиям в случае возникновения пожара, открывают все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности производят эвакуацию. Эвакуация производится через ближайший и (или) наиболее защищенный от опасных факторов пожара эвакуационный выход, передвижение всех при этом должно быть быстрым, но не бегом, без лишней суеты и торопливости.

Эвакуация не должна мешать действиям пожарных по тушению пожара.

Эвакуируемые выводятся из здания, в теплое время года на улицу, в безопасное место. В зимнее время года – эвакуируются в ближайшее, заранее определенное здание вне зоны воздействия опасных факторов пожара.

В ходе практической тренировки руководитель тушения пожара контролирует правильность проведения эвакуации, а также время, в течение которого проведена полная эвакуация людей из здания.

После эвакуации из здания проводится списочное уточнение всех эвакуированных, осуществляется доклад руководителю тушению пожара.

Посредники проводят обход помещений здания на предмет установления людей, его не покинувших.

Обслуживающий персонал, не занятый в проведении эвакуации, начинает тушение пожара имеющимися на объекте первичными средствами пожаротушения и проводит работы по эвакуации имущества и других материальных ценностей из здания.

Анализ (разбор) результатов тренировки и подведение ее итогов

Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбору подлежат объектовые, тренировки структурных подразделений, совместные и индивидуальные тренировки. Разбор должен производиться руководителем тренировки с привлечением посредников сразу же после окончания тренировки. На разборе тренировки должен присутствовать весь персонал, принимавший в ней участие.

Разбор тренировки должен проводиться в следующей последовательности:

– руководитель сообщает цели, задачи и программу проведенной тренировки;

– представитель объекта (при совместной тренировке) сообщает о действиях обслуживающего персонала объекта до и после прибытия подразделений ФПС ГПС;

– руководитель тушения пожара докладывает о сложившейся обстановке и принятых им решениях по ликвидации пожара, а также по предотвращению развития аварии, отмечает правильные действия персонала и недостатки на тренировке;

– действия РТП уточняет посредник (если таковой предусматривался программой), который дает свою оценку его действиям;

– посредники других участков тренировки (если такие по программе предусматривались) докладывают о действиях персонала и дают свою оценку с анализом ошибок участников тренировки.

При разборе тренировки в отношении каждого участника должно быть учтено: знание плана эвакуации; понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса; правильность действий при эвакуации и ликвидации условного пожара; характер допущенных ошибок и причины их совершения; знание должностных инструкций, мест расположения средств управления противопожарного оборудования и аппаратуры, защитных; первичных и стационарных средств пожаротушения, их местонахождения и порядка их применения; умение оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях и пожарах.

В заключение разбора руководитель тренировки подводит итоги и дает общую и индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Если при проведении тренировки поставленные цели не были достигнуты, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, то проводятся повторные тренировки этих подразделений на данном или другом объекте.

Результаты тренировок фиксируются в журнале учёта тренировок.

Источник: http://www.2pb.ru/fire-safety/methodical-recommendations/training-in-the-fire-safety/108-organizatsiya-provedeniya-prakticheskikh-trenirovok-po-evakuatsii

Методические указания. Классификация аварий и отказов

Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

Классификация аварий и отказов

Авария на объекте магистрального нефтепровода внезапный вылив или исте­чение нефти в результате полного или частичного разрушения нефтепровода, его элементов, резервуаров, оборудования и устройств, сопровождаемых одним или несколькими из следующих со­бытий:

– воспламенение нефти или взрыв ее паров;

– загрязнение любого водотока, реки, озера, водохранилища или любого водоема сверх пределов, установленных стандартом на качество воды, вызвавшее изменение окраски по­верхности воды или берегов, или приведшее к образованию эмульсии, находящейся ниже уровня воды, или к выпадению отложений на дно или берега;

-объем утечки составил 10 м3 и более.

Отказ или повреждение (инцидент) трубопровода, оборудования или техниче­ских устройств на объектах магистральных нефтепроводов (МН) – отклонения от режима технологического процесса сопрово­ждаемые нарушением герметичности с утечками нефти объемом менее 10 м3 без воспламене­ния нефти или взрыва её паров, без загрязнения водотоков.

Организация работ но ликвидации аварий

Ликвидация аварий и последствий стихийных бедствий на объектах МН должны выполняться силами АВС с привлечением, в необходимых случаях, сил и средств местных ор­ганов власти, штабов ГО, МЧС и МВД в зависимости от тяжести (категории) аварии и воз­можных ее последствий.

Аварийно-восстановительная служба включает:

– аварийно-восстановительные пункты (АВП), создаваемые на ЛПДС (НПС) или неф­тебазах;

– специализированные управления по предотвращению и ликвидации аварий (СУПЛАВ), а также аварийно-восстановительные поезда.

Структура и система организации аварийно-восстановительных служб на объектах МН, вид подразделений и место их расположения устанавливаются ОАО МН в зависимости от:

– диаметра и количества параллельно проложенных ниток;

– наличия переходов через искусственные и естественные препятствия;

– географического положения объектов МН и схемы грузопотоков (технологический фак­тор);

– расположения и наличия автомобильной, железнодорожных и водных путей сообщения и других параметров.

Для проведения аварийно-восстановительного ремой и технического обслужи­вания участок трассы магистрального нефтепровода, база приема и отгрузки или ЛДПС (НПС) должны быть закреплены за АВС приказами ОАО МН или филиала ОАО МН.

Протяженность участка трассы, закрепляемого за каждым АВП, определяется в зави­симости от диаметра и количества ниток трубопроводов, природно-климатических и местных условий и должна составлять не более 250 км.

Аварийно-восстановительные службы должны выполнять следующие функции:

– проводить плановые работы по графику на своем участке с целью предотвращения аварий;

– оперативно ликвидировать аварии и их последствия;

– содержать в постоянной готовности все технические средства;

– повышать уровень профессиональной подготовки ремонтного персонала путем обу­чения, тренировок, учений;

– содержать все объекты линейной части в состоянии, отвечающем требованиям настоящих Правил, Правил охраны магистральных трубопроводов;

– осуществлять контроль за состоянием трассы на своем участке;

– своевременно пополнять аварийный запас труб, запчастей, горюче-смазочных мате­риалов;

– комплектовать свои службы технической документацией на обслуживаемый участок, должностными и производственными инструкциями, нормами и правилами согласно установ­ленному перечню.

Подразделения АВС должны быть укомплектованы штатом и обслуживающим персоналом с учетом объема выполняемых работ.

Аварийно-восстановительные пункты должны быть оснащены в соответствии с Табелем технического оснащения аварийно – восстановительных пунктов магистральных нефтепроводов, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

Запрещается использование персонала и технических средств, закрепленных за АВС, для работ, не связанных с техническим обслуживанием и ремонтом МН.

При возникновении аварии на линейной части, НПС, нефтебазе, базе смешения каждая АВС действует в соответствии с планом ликвидации возможных аварий и планом ту­шения пожаров, разработанных для закрепленных за АВС объектов МН, с уточнением планов в зависимости от тяжести и возможных последствий аварии.

Руководством ОАО МН или его филиала при возникновении аварий создается штаб, который осуществляет руководство работами по ликвидации аварии. Персональный со­став штаба утверждается приказом.

Основными функциональными обязанностями штаба являются:

– осуществление руководства по ликвидации аварии в соответствии с планом ликвида­ции аварий (ПЛА);

– привлечение дополнительных сил и средств МЧС, ГПС, МВД, ФСБ, местных служб жизнеобеспечения в зависимости от тяжести (категории) аварии и возможных ее последствий и организация их взаимодействия при ликвидации аварии;

– обеспечение пожарной, промышленной, экологической безопасности и охраны труда при выполнении аварийно-восстановительных работ.

Руководство работами по ликвидации инцидента должен осуществлять началь­ник или технический руководитель структурного подразделения филиала ОАО МН.

Работы по ликвидации аварии должно возглавлять руководство ОАО МН или его фи­лиала.

Ликвидацию аварий с тяжелыми последствиями, аварий на речных переходах, аварий вблизи населенных пунктов с пожарами, аварий на НПС и нефтебазах со взрывами и пожарами должно возглавлять руководство ОАО МН.

С целью повышения оперативности, профессиональных навыков у персонала, отработки технологии аварийно-восстановительных работ в каждом подразделении АВС со­вместно со службой связи должны проводиться учения и учебно-тренировочные занятия (УТЗ).

Учения и УТЗ должны проводиться по специально разработанной программе, утвер­жденной техническим руководителем ОАО МН и его филиалов.

Учебно-тренировочные занятия должны производиться с периодичностью:

– в АВП – не реже одного раза в квартал;

– в СУПЛАВ -не реже одного раза в полугодие. Учения должны проводиться:

– в филиалах ОАО МН – не реже одного раза в год;

– в ОАО МН – не реже одного раза в 3 года.

Ликвидация аварий и плановые работы по врезкам могуг засчитываться как УТЗ. УТЗ регистрируется в специальном журнале.

В ОАО МН, его филиалах и структурных подразделениях, эксплуатирующих объекты МН, должен вестись и постоянно храниться журнал учета аварий и инцидентов уста­новленной формы.

Все аварии и инциденты на магистральных нефтепроводах подлежат рас­следованию.

Техническое расследование причин аварии с травматизмом или со смертель­ным исходом и взрывом паров нефти, приведшим к тяжелым последствиям, проводится спе­циальной комиссией, возглавляемой представителем Федерального государственного органа надзора или его территориального органа, специально уполномоченного в области промыш­ленной безопасности.

Техническое расследование причин инцидентов, происшедших на объектах МН, производится специальной комиссией, назначенной руководителем ОАО МН или его филиала.

Расследование аварий и инцидентов, оформление соответствующих документов должно осуществляться согласно нормативно – техническим документам государственных надзорных органов и ведомств.

По результатам расследования аварий и инцидентов должен быть составлен акт установленной формы.

По результатам расследования аварий и инцидентов руководством ОАО МН в 5-ти дневный срок, руководством филиалов ОАО МН и руководством объекта МН в 3-х днев­ный срок: издается приказ с указанием причин аварии или инцидента, виновных лиц или орга­низаций. Приказом определяются мероприятия, подлежащие выполнению, указываются сроки исполнения и исполнители. Приказ доводится до сведения подразделений ОАО МН, в необхо­димых случаях представляется в Компанию и местные органы власти.

Типовой план ликвидации возможных аварий

Для оперативного и организованного принятия мер по восстановлению объектов – ли­нейной часта МН, подводных переходов через судоходные реки, НПС (ЛПДС), ППН, ССН, нефте­баз – службами эксплуатации филиалов ОАО МН или привлеченными организациями должны быть разработаны планы ликвидации возможных аварий (ПЛВА).

План ликвидации возможных аварий должен содержать оперативную, техниче­скую часть и порядок взаимоотношений и взаимодействий владельцев МН с организациями местных органов власти, органами технического и экологического надзора и гражданской обо­роны и владельцами коммуникаций технического коридора.

Оперативная часть ПЛВА должна включать:

– порядок действия дежурного персонала НПС, ПНБ, филиалов ОАО МН при авариях;

– распределение обязанностей между лицами, участвующими в ликвидации аварий;

– порядок оповещения должностных лиц НПС, ППН, ССН, ПНБ, филиалов ОАО МН при авариях;

– порядок оповещения организаций, населения, землепользователей, органов надзора при авариях;

– порядок сбора, движения сил и средств для ликвидации аварии и их размещения на месте работ;

– меры по отключению аварийного участка и локализации вытекшей нефти;

– .меры по спасению людей и материальных средств.

Техническая часть плана включает:

– виды возможных аварий на объектах МН;

– способы ликвидации возможных аварий и возможные методы устранения их последствий;

– объемы предполагаемых стоков нефти на наиболее ответственных участках объектов:

– порядок ведения и контроля технологических операций при выполнении аварийно-ремонтных работ;

– меры пожарной безопасности и охраны труда при выполнении восстановительных работ;

– порядок организации работ по пуску объекта после аварийного ремонта;

– порядок организации аварийно-ремонтных работ в техническом коридоре.

, порядок разработки, согласование и утверждение ПЛВА производится согласно требованиям соответствующих нормативных документов.

Утвержденные ПЛВА должны находиться:

– у главного инженера, диспетчера и в отделах эксплуатации и экологической безопас­ности ОАО МН и его филиалов;

– у начальника НПС, ППН, ССН, ЛПДС, АВП, СУПЛАВ, директора ПНБ.

Отдел экологической безопасности и рационального природопользования ОАО МН регистрирует и ведет: учет аварий и отказов с выходом нефти; образование, хранение и перера­ботку нефтешламов.

Отдел экологической безопасности и рационального природопользования ОАО МН осуществляет ежедневный контроль за выполнением мероприятий по ликвидации последствий ава­рий, составляет повторные протоколы осмотра места аварии, в которых отражает информацию по всем выявленным фактам не принятия мер по ликвидации последствий аварий, срыву сроков выполнения мероприятий, не выполнению полного объёма запланированных работ. Протоко­лы повторных проверок предоставляются главному инженеру ОАО и начальнику отдела экс­плуатации ОАО МН.

Отдел эксплуатации ОАО МН несёт ответственность за исполнение мероприя­тий по ликвидации последствий аварийных разливов, соблюдения запланированных объёмов работ, утверждённых сроков их выполнения.

Вопросы для самоконтроля

1. Аварийные ситуации на объектах транспорта и хранения нефти и газа.

2. Классификация, причины и последствия аварий.

3. Расследование инцендентов на МН.

4. Мероприятия, направленные на предупреждение возникновения аварийных ситуаций.

Раздел 8 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ СООРУЖЕНИИ ОБЪЕКТОВ

ТРАНСПОРТА И ХРАНЕНИЯ НЕФТИ И ГАЗА

Студент должен:

з н а т ь: основные источники загрязнений при сооружении

газонефте­проводов и газонефтехранилищ, мероприятия по охране

окружающей среды при сооружении газонефтепроводов и

газонефтехранилищ;

у м е т ь: разрабатывать мероприятия по защите окружающей среды при

строительно-монтажных работах.

Основные источники загрязнений при сооружении, газонефтепроводов и газонефтехранилищ. Экологические требования к технике и технологии выпол­нения работ по сооружению объектов транспорта и хранения нефти и газа. Ме­роприятия, направленные на предотвращение загрязнения окружающей среды или сведениеих к минимуму.

Литература: [12], раздел 9.

356

Вернуться в категорию: Строительство

Источник: http://cozyhomestead.ru/Stroitelstvo_16811.html

Разработка плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС)

Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

Целью плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС) является планирование действий (взаимодействия) персонала предприятия, спецподразделений, населения, центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по локализации и ликвидации аварий и смягчения их последствий.

Перечень производств (цехов, отделений, производственных участков) и отдельных объектов, для которых разрабатывается ПЛАС, определяется и утверждается собственником (руководителем) предприятия по согласованию с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда, Госпожнадзора и с территориальными органами Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы .

Виды и уровни аварий

Аварии в зависимости от их масштаба могут быть трех уровней: А, Б и В.

На уровне «А» авария характеризуется развитием аварии в пределах одного производства (цеха, отделения, производственного участка), которое является структурным подразделением предприятия.

На уровне «Б» авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием ее в пределах предприятия.

На уровне «В» авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду.

ПЛАС должен охватывать все уровни развития аварии, установленные в процессе анализа опасностей.

Разрешается не включать в оперативную часть плана действия персонала в аварийных ситуациях, которые регламентируются проектно-технологической документацией (технологический регламент, инструкция по эксплуатации, другие). В таком случае в плане должны быть ссылки на документы, в которых эти действия регламентированы.

ПЛАС разрабатывается с учетом всех состояний предприятия (объекта): пуск, работа, остановка и ремонт.

ПЛАС основывается:

  • на прогнозировании сценариев возникновения аварий;
  • на по стадийном анализе сценариев развития аварий и масштабов их последствий;
  • на оценке достаточности существующих мер, препятствующих возникновению и развитию аварии, а также технических средств локализации аварий;
  • на анализе действий производственного персонала и специальных подразделений относительно локализации аварийных ситуаций (аварий) на соответствующих стадиях их развития.

При разработке ПЛАС нужно учитывать реальные возможности и ресурсы предприятия, накопленный персоналом предприятия и спецподразделений опыт действий в аварийных ситуаций и аварий, для обеспечения представления о нужных дополнительных навыках и ресурсах.

ПЛАС должен содержать:

  • титульный лист;
  • аналитическую часть, в которой содержится анализ опасностей, возможных аварий и их последствий;
  • оперативную часть, которая регламентирует порядок взаимодействия и действий персонала, спецподразделений и населения (при необходимости) в условиях аварии. оперативной части меняется в зависимости от уровня аварии, на который она распространяется;
  • приложения, состоящие из документов: копии приказа по предприятию (объекту) о назначении должностного лица (лиц), которые выполняют функции ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации аварий при авариях на уровнях «А» и «Б», и решения органов местного самоуправления о назначении должностного лица (лиц), которые выполняют функции ответственного руководителя работ. по локализации и ликвидации аварий при авариях на уровне «В».

Разработка планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий может выполняться владельцем самостоятельно или с привлечением специализированных организаций, при условии, что они имеют разрешение на выполнение такой работы, полученное в установленном порядке.

Наша компания предоставляет следующие услуги:

  • Разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской защиты (гражданской обороны)» в составе проектной документации объектов
  • Разработка планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий
  • Разработка плана реагирования на чрезвычайные ситуации
  • Экспертиза ПЛАС
  • Идентификация объектов повышенной опасности (ОПО)
  • Разработка деклараций безопасности
  • Экспертизы деклараций безопасности
  • Паспорт потенциально опасного объекта
  • Разработка и монтаж систем раннего выявления чрезвычайных ситуаций и оповещения людей

ПЛАС должен быть пронумерован, сброшюрован, утвержден и согласован соответствующими организациями, а также скреплен печатями предприятий и организаций, которые согласовали его.

ПЛАС должен быть согласован с территориальными управлениями Госнадзорохрантруда, с территориальными органами МЧС, территориальными учреждениями государственной санэпидслужбы и, при необходимости, с органами местного самоуправления.

ПЛАС утверждается собственником (руководителем) предприятия. Оперативная часть плана для аварий уровня «В» утверждается органами местного самоуправления.

ПЛАС в полном объеме должен находиться у руководителя и диспетчера предприятия (объекта), в территориальном управлении Госнадзорохрантруда, а также в территориальном органе МЧС.

Выдержки ПЛАС в объеме, который является достаточным для качественного выполнения соответствующих действий, должны находиться у руководителей (начальников) производств (цехов, отделений, производственных участков), в оперативно-координационных центрах территориальных органов МЧС Украины, Государственных аварийно-спасательных службах , которые обслуживают соответствующий потенциально опасный объект, а также на рабочих местах.

ПЛАС надлежит просматривать через каждые пять лет.

Внеочередной пересмотр ПЛАС осуществляется по распоряжению (предписанию) органов Госнадзорохрантруда, а также при изменениях в технологии, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении технологических процессов, изменениях в организации производства, при наличии данных об авариях на аналогичных предприятиях (объектах).

Чтобы сделать заказ или получить более подробную информацию — обратитесь к нашим специалистам по телефонам, указанным на контактной странице сайта.

Источник: http://spmontage.com.ua/ekspertnaya-otsenka/razrabotka-plana-lokalizatsii-i-likvidatsii-avarijnyh-situatsij-i-avarij-plas.html

Инструкция о порядке ликвидации аварий и организации проведения противоаварийных тренировок на эксплуатируемых объектах. Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий

Плановые тренировочные занятия с персоналом структурных подразделений по ликвидации аварий

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ЗАО «СНХЗ»

____________________П.И.Кутузов «______»_______________2003 год.

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке проведения учебных тревог и учебно-тренировочных занятий

По отработке действий персонала опасных производственных объектов (ОПО)

ЗАО «СНХЗ» в аварийных ситуациях.

Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано с целью практического и теоретического обучения персонала ОПО ЗАО « СНХЗ» действиям по локализации аварийных ситуаций и ликвидации их последствий.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 – ФЗ, Общими правилами взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-170-97 и временными рекомендациями по разработке планов локализации аварийных ситуаций на химико-технологических объектах.

1.3.

Для каждого взрывопожароопасного объекта, с учетом технологических и других специфических особенностей, разрабатывается план локализации аварийных ситуаций (ПЛАС), в котором предусматриваются действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций и предупреждению аварий, а в случае их возникновения – по локализации и максимальному снижению тяжести последствий. ПЛАСы составляются в соответствии с требованиями руководящих документов Госгортехнадзора России.

1.4. Перечень опасных производственных объектов, на которые разрабатываются ПЛАСы, составляется службой производственного контроля и утверждается главным инженером.

1.5. В течение года в каждой смене не менее двух раз в год (в летний и зимний периоды) по возможным аварийным ситуациям, предусмотренным блок-картами ПЛАС, проводятся учебные тревоги. График проведения заводских учебных тревог ежегодно составляется отделом производственного контроля, согласовывается с ПЧ-20, ГО, ГСС и утверждается главным инженером.

1.6. В течение года на каждой технологической установке (участке) не реже одного раза в квартал с каждой сменой проводятся учебные занятия. График проведения цеховых учебных занятий составляется руководителем подразделения и включается в годовой план работ по охране труда.

2. Порядок проведения заводских учебных тревог.

2.1. Заводские учебные тревоги проводятся согласно утвержденному графику:

В технологических цехах Н-2-3, Н-4, Н-7, Н-13, Н-14 под руководством заместителя главного инженера по производству;

В цехах Н-1-1а-12, Н-5, Н-6 под руководством заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК;

В электроцехе, МЦК и ПК, АХУ ППП под руководством главного энергетика.

В состав комиссии входят представители ГО, ОПК, ПЧ-20, ГСС, ООТ, производственного отдела, здравпункта.

Два раза в год (в зимний и летний периоды) проводятся общезаводские учебные тревоги с задействованием всех или нескольких технологических цехов и подразделений под руководством главного инженера.

2.2. В день проведения тревоги начальник цеха (руководитель подразделения) оповещает комиссию и согласовывает время проведения тревоги (с учетом ведения технологического процесса и др.)

2.3. В согласованное время комиссия выдает любому работнику цеха вводное задание по любому из сценариев возникновения и развития аварийной ситуации, предусмотренных цеховым ПЛАС. С этого момента работники цеха начинают действия по локализации аварийной ситуации и ликвидации её последствий в учебном режиме.

2.4. Комиссия контролирует действия всего персонала цеха, а также дежурных подразделений ПЧ-20, ГСС, здравпункта. Оценивается подготовленность цеха к локализации возможных аварийных ситуаций, в том числе наличие и исправность средств оповещения, состояние аварийных выходов, наличие планов эвакуации, наличие и состояние средств газозащиты и пожаротушения и т.д.

2.5. После завершения учебной тревоги комиссия проводит разбор нарушений и подведение итогов. Выставляется оценка. По результатам начальник цеха составляет акт.

2.6. При неудовлетворительной оценке в течение 10 дней проводится повторная учебная тревога в согласованное с комиссией время.

2.7. Ответственность за проведение учебных тревог возлагается на начальника цеха.

2.8. Ответственность за проведение общезаводских учебных тревог возлагается на заместителя главного инженера по ОТ, ОП и ПК.

2.9. Согласно графику, утвержденному руководителем УГПС-3 на объектах ЗАО «СНХЗ» проводятся практические упражнения по боевому развертыванию дежурных формирований ПЧ-20, в которых персонал технологических цехов, диспетчерская служба, ВОХР и другие службы завода принимают участие согласно ПЛАС.

Порядок проведения цеховых учебных занятий.

3.1. С целью приобретения практических навыков безопасного выполнения работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий, а также закреплению теоретических знаний на каждом участке, технологической установке проводятся учебные занятия под руководством начальника установки, мастера.

3.2. О проведении занятий делается запись в журнале проверки условий и безопасности труда с указанием темы занятий.

3.3. Ответственность за проведение учебных занятий возлагается на начальника установки, мастера.

4. Дополнительные положения.

4.1. При проведении учебных тревог и занятий ответственным лицам:

Исключить нарушение технологического режима и нормальной работы установок (отделений), цеха в целом;

Исключить снижение готовности аварийных служб к действию при возникновении реальной аварийной ситуации

Начальник ООТ Леонтьева О.В.

СОГЛАСОВАНО:

Главный инженер Сурков В.Д.

Зам. главного инженера

По производству Пономарев М.И.

Зам. главного инженера

по ОТ, ОП и ПК Арсланов И.У.

Главный энергетик Орлов Н.А.

Начальник ПЧ-20 Федоров С.Н.

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника БУ ГГТН РФ Главный инженерЗАО «СНХЗ»

________________Юнкин А.И. ______________Пономарев М.И.

«_____»_____________2004 г. «_____»_____________2004 г.

ПЛАН-ГРАФИК

пересмотра планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах ЗАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» в соответствии с РД 09-536-03

№№ Наименование работ Срок исполнения Примечание
Разработка оперативной части ПЛАС: а) составление принципиальных схем по всем блокам, входящим в состав цеха б) составление планов расположения оборудования блоков, входящих в состав цеха в) оформление приложений в соответствии с методическими указаниями и комплектование оперативной части ПЛАС Июнь 2004 года Июль 2004 года Октябрь 2004 года
Разработка расчетно-пояснительной записки: а) сбор исходных данных б) определение возможных сценариев возникновения аварийных ситуаций с составлением схем в) анализ условий возникновения аварийных ситуаций, расчет вероятных зон поражения с указанием их на плане расположения оборудования г) принятие организационно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости цеха (объекта) д) комплектование расчетно-пояснительной записки и представление ПЛАС на согласование в Стерлитамакский ГТО е) представление ПЛАС на согласование в БУ ГГТН РФ Апрель 2004 года Июнь 2004 года Сентябрь 2004 года Октябрь 2004 года Ноябрь 2004 года Декабрь 2004 года

Зам. главного инженера

По производству В.В. Гайнцев

Зам. главного инженера

По ОТ, ОП и ПК И.У. Арсланов

Начальник ООТ О. Леонтьева

лиц, ответственных за выполнение мероприятий,

предусмотренных ПЛАС и исполнителей

N Фамилия,И.,О. Должность Телефон Служеб. Домашний адрес Телефон Дом.
Кутузов П.И. Генеральный директор 1-60 43-62-34 К.Маркса,91-30

Источник: https://www.xn--80aaabod6bfydt3h2d.xn--p1ai/zabolevaniya/instrukciya-o-poryadke-likvidacii-avarii-i-organizacii-provedeniya.html

Сила Права
Добавить комментарий