Осаго сбил пешехода

Виновных в ДТП пешеходов защитят от исков страховых компаний

Осаго сбил пешехода

Правительство намерено защитить пешеходов, попавших в дорожные аварии, от дополнительных финансовых проблем.

Когда человек сбит машиной по собственной вине, ему не придется отвечать рублем перед страховой компанией. Да, он виноват, но это не повод усугублять его проблемы.

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела проект, предлагающий внести значительные поправки в закон об ОСАГО. Как пояснил “РГ” член правительственной комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в ходе правоприменительной практики выявился ряд проблем, которые и предлагается устранить.

Если предложенные поправки будут приняты, пешеходы и их наследники будут выведены из регрессной системы

Один из ключевых вопросов: судьба пешеходов. По закону, страховая компания вправе предъявить регрессные иски посторонним виновникам аварии. Система работает так: сначала страховщики выплачивают свои обязательства. А потом пытаются компенсировать (хотя бы и частично) свои расходы за счет тех, из-за кого на дороге случилось ЧП.

Владельцы электронных паспортов на авто смогут оформить ОСАГО

Например, ответчиком по нынешним правилам вполне может стать пешеход, перебежавший дорогу в неположенном месте. Более того, если человек погибнет, страховая компания может прийти к его наследникам. Есть такое правило: дети отвечают по долгам отцов. Правда, только в рамках наследства.

“Система обязательного страхования автогражданской ответственности не освобождает от ответственности стороны, виновные в нарушении”, уточняет Владимир Груздев.

Понятно, что у пешехода не будет дорожной страховки, так что расплачиваться ему придется из своего кармана. А ущерб может достигать несколько сотен тысяч рублей: ремонт машины – дело дорогое. К тому же автосервисы умеют выводить астрономические суммы даже из небольшой починки.

Если предложенные поправки будут приняты, пешеходы и их наследники будут выведены из регрессной системы.

“Предлагается полностью освободить от риска отвечать по регрессным искам пешеходов, ставших виновниками аварии, – подчеркивает Владимир Груздев.

– Машина является источником повышенной опасности, и человек, который садится за руль, должен осознавать риски. Тем более было бы неправильно и неэтично взыскивать компенсации с наследников, если пешеход погиб в результате аварии”.

По его словам, проект вносит гуманные нормы и повышает эффективность регулирования в сфере ОСАГО.

Причем случай, когда страховщик попытался получить регресс с родственников погибшего в ДТП пешехода, реально был. Правда, закончился ничем. После того как СМИ в красках рассказали про эту историю, страховая компания отозвала свои требования. Однако юридически такая возможность у страховщиков до сих пор есть.

Новые тарифы на ОСАГО: как изменится стоимость полиса

Так что отсутствие исков к родственникам погибших пешеходов на данный момент – воля страховщиков. Если завтра они захотят изменить свои подходы в этих вопросах, закон им не мешает. По крайней мере – пока не будут приняты предлагаемые поправки. Что же касается исков к оставшимся в живых пешеходам, то, по словам юристов, таких дел много.

Зато к водителям-виновникам вводятся более строгие требования. Плюс системы обязательного страхования в том, что правильный водитель не остается один на один с виновником аварии.

Человеку, который разбил свою машину по вине других, все возместит его страховая компания. А потом она придет к виновникам. Полис ОСАГО не означает, что водитель может влипать в неприятности бесплатно. Все зависит от уровня неприятностей и степени вины. Конечно, его страховая компания покроет убытки всем пострадавшим от лихачества своего клиента – в пределах полиса.

Когда размера полиса окажется недостаточно, чтобы замазать все царапины на чужих бамперах, дополнительные расходы должен компенсировать именно виновник аварии.

Другая ситуация: водитель грубо нарушал законы. Например, сел за руль пьяным. Тогда ему придется заплатить сполна за все разбитые им машины. Его страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, а потом взыщет с него расходы. Да, он ее клиент. Но он – виноватый клиент.

Закон об ОСАГО детально перечисляет случаи, когда страховщики имеют полное право подать регресс. Обсуждаемый проект расширяет перечень.

“Проект предлагает внести существенное дополнение: компании вправе обратиться с регрессным иском к тем виновникам аварии, кто отказался от прохождения медицинского освидетельствования на алкоголь”, – сообщил Владимир Груздев.

ЦБ: Институт финансового омбудсмена первым заработает на рынке ОСАГО

По действующим правилам водителей, отказавшихся от медосвидетельствования, наказывают точно так же, как пьяных. Но получалось, что отказники не попадали под регрессное правило. Это нехорошо, и это будет исправлено. Более того, под регресс попадут и водители, скрывшиеся с места происшествия. Сейчас такого нет. Но в будущем – будет.

Еще одна новация – Российский союз страховщиков также получит право регрессного требования. Инициатива вносит и другие поправки. Например, законопроект уравнивает страховые полисы, оформленные на бумаге и выданные в электронном виде.

“При этом не будет необходимости оформлять полисы на защищенных бланках, – рассказывает председатель правления АЮР. – Это максимально упростит контроль. Автовладельцу достаточно будет распечатать полис, приобретенный в электронном виде, чтобы предъявить его на дороге инспектору ГАИ.

Уникальный номер, присвоенный каждому договору страхования, позволит автоинспекции оперативно проверять подлинность документа”.

Наличие полиса ОСАГО не освобождает водителя от ответственности за грубые нарушения закона

Еще одна новость для пешеходов и пассажиров такси пришла 19 июня из Верховного суда России. Пленум Верховного суда России обсудил проект постановления, разъясняющего, как транспортные компании должны отвечать перед своими клиентами.

В проекте немало важных новаций. В том числе особо разъясняется, что агрегаторы служб такси должны отвечать за убыток, нанесенный их водителями.

Так что если машина такси, например, выскочит на тротуар, заплатить компенсацию должна будет и компания-агрегатор.

Как рассказывают эксперты, сегодня изменились многие экономические модели. Мы видим, что сегодня стала популярна система, когда компания-агрегатор собирает заказы и распределяет их между водителями.

Теперь в случае происшествия компания-агрегатор не сможет переложить проблемы на водителя, работающего от ее имени.

По словам Владимира Груздева, принятие постановления пленума будет способствовать совершенствованию правоприменительной практики”.

Источник: https://rg.ru/2018/06/19/vinovnyh-v-dtp-peshehodov-zashchitiat-ot-iskov-strahovyh-kompanij.html

Пешеходу никто не платит

Осаго сбил пешехода

Водитель, управлявший автомобилем, сбившим пешехода, независимо от степени (и наличия) вины обязан компенсировать причиненный вред здоровью и жизни потерпевшего.

Однако в случае виновности пешехода выплаты по страховке автогражданской ответственности оказываются гораздо меньше стоимости ремонта сбившего пешехода автомобиля, хотя жизнь и здоровье – главные ценности нашего общества. Но это только одна сторона вопроса. Как ни странно, проблемы с получением эквивалентной компенсации за вред здоровью и жизни есть и у невиновных в ДТП пешеходов.

Начнем по порядку. Относительно прав. Пешеход, невиновно пострадавший в ДТП, имеет право получить компенсацию за вред здоровью от страховой компании, застраховавшей гражданскую ответственность водителя, причинившего вред в пределах страхового покрытия (на сегодня это 160 тыс.

рублей) и (или) от причинителя вреда по суду. Медицинская помощь и лечение оказываются пострадавшему независимо от его виновности или невиновности по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) в пределах предусмотренного перечня медицинских услуг и предоставляемых лекарств.

Теперь о практике реализации прав пострадавшего. Этап первый – больница.

Не хочешь остаться инвалидом – плати деньги

Этап второй – компенсация затрат пешехода на лечение по закону об ОСАГО.

Пострадавший пешеход, как и другие участники дорожного движения, невиновные в ДТП, имеют право на компенсацию вреда здоровью и жизни по закону об ОСАГО. Однако получить что-то со страховых компаний по ныне действующему законодательству на практике очень сложно. Компенсируются только затраты на лечение, которое не могло быть получено в рамках ОМС.

Необходимость всех произведенных затрат должна быть подтверждена выписками из истории болезни, чеками, договорами, счетами-фактурами, накладными и т. д. Перечень документов, которые необходимо представить, составляет до 40 позиций. В итоге компенсацию получают в основном за потерю в заработной плате в связи с длительным лечением.

Моральный ущерб по ОСАГО не компенсируется.

В результате лишь менее 0,5% от всех пострадавших в ДТП обращаются в страховые компании за возмещением вреда здоровью, а средняя сумма выплат не превышает 22 тыс. рублей. Суммарные выплаты страховщиков по закону об ОСАГО за вред здоровью всем участникам дорожного движения составляют менее 0,4% от выплат по материальному ущербу, а выплаты пешеходам составляют менее 0,1%.

Закон об ОСАГО в отношении компенсации вреда здоровью пока не работает

Надо сказать, что в новой редакции закона об ОСАГО, рассматриваемой Госдумой РФ, предусмотрены предварительные компенсации за вред здоровью без предоставления подтверждающих затраты документов, что предлагалось «Союзом пешеходов» с 2010 года.

Однако размер этих выплат, определяемый по специальной таблице в зависимости от полученной травмы, в процентах от суммы страхового покрытия, к сожалению, очень мал – при условии увеличения максимальной суммы выплат за вред здоровью до 500 тыс. рублей, за перелом, например, костей предплечья будет выплачиваться лишь 15–35 тыс.

рублей, в связи с чем мы настаиваем на повышении страхового покрытия до 2 млн рублей, как это предусмотрено для пассажиров общественного транспорта.

Кроме того, возможность своевременного получения предварительных выплат зависит от того, будут ли приняты предложенные «Союзом пешеходов» через депутата Госдумы Вячеслава Лысакова поправки в закон, так как в тексте, представленном правительством РФ, отсутствуют сроки выплат, не указаны конкретные документы, необходимые для получения выплат, а у ближайших родственников пострадавшего (кроме родителей) нет прав представлять интересы пострадавшего в ГИБДД и страховых компаниях. Вызывают также озабоченность новые поправки правительства РФ, внесенные в феврале этого года, которые предусматривают отказ от «таблицы страховых выплат, установленных правилами обязательного страхования» и замену ее «нормативами, установленными правительством РФ», которых еще нет.

Этап третий – взыскание с виновников причинения ущерба по суду.

Окончание письма пешехода Макарова: «….Мы подали в суд на «ПепсиКо» (работодателя) и водителя, однако они стали все сваливать на страховую.

В результате суда нам оплатили только моральный вред, а лечение не оплатили (решение Кировского суда Санкт-Петербурга).

Теперь у нас с женой дилемма: кто должен платить и будет ли успешной апелляция о возврате денег на лечение, ведь это потребует дополнительных затрат, а вдруг нам снова откажут?»

  • Страховщики добивают пешеходов

По оценкам практикующих юристов, до 90% постановлений судов о выплате компенсаций за причинение тяжкого вреда здоровью не исполняются полностью или частично

 Что делать? Очевидно, что эту проблему должно решить государство, как это делается в других странах. Например, в Израиле создан специальный Фонд компенсаций жертвам дорожно-транспортных происшествий, который называется «Карнит».

Этот фонд производит выплаты пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в случае нанесения ущерба их здоровью.

Выплаты производятся, если виновник скрылся с места происшествия, или когда водитель не имеет страховки, или когда у пострадавшего нет возможности подать иск для получения компенсации за вред здоровью и даже за страдания, полученные им в случаях, не описанных в законе.

Средства фонда формируются из отчислений страховых компаний, занимающихся обязательным страхованием. Руководство фонда назначается министерством финансов.

 Нужно ли создавать в России аналогичный фонд – можно обсуждать, но и без обсуждения очевидно, что не могут недостатки в законодательстве и правоприменительной практике лишать граждан России гарантированного Конституцией права на здоровье и возможность его восстановить.

Источник: https://tass.ru/opinions/1597243

Сбили пешехода: кто кому должен? Нередко компенсации друг другу выплачивают обе стороны

Осаго сбил пешехода

В редакцию обратился человек, два года назад угодивший под колеса автомобиля по собственной вине. Он не отрицал вины, как и не имел претензий в адрес автомобилиста.

Каково же было его удивление, когда неожиданно он оказался должен тому почти 100 тысяч рублей! Просто автомобилист обратился в суд с целью взыскать с пешехода ущерб, нанесенный машине, и, согласно статье 1064 ГК РФ, он имел основание это сделать.

Кто виноват и кто платит

Что интересно, суд, с одной стороны, удовлетворил требования автомобилиста, с другой — «приговорил», в свою очередь, его самого к выплате 10 тысяч рублей компенсации вреда здоровью пешеходу (покрывается ОСАГО). Водитель, еще раз подчеркнем, был в ДТП не виноват.

https://www.youtube.com/watch?v=Tk8AWkaYBMo

Эта несколько парадоксальная ситуация в целом вполне согласуется с нынешним Гражданским кодексом. Не углубляясь в юридические дебри, отметим два интересных аспекта.

Во-первых, в случае наезда на пешехода водитель обязан компенсировать вред его здоровью или жизни вне зависимости от своей виновности (ст. 1079 ГК РФ). Подобная норма применяется к автомобилистам, как владельцам средства повышенной опасности, и ее вескость зачастую становится сюрпризом.

Есть несколько исключений, освобождающих автомобилиста от полной ответственности, скажем, если пешеход прыгнул под колеса намеренно или попал под автомобиль вследствие своей грубой неосторожности. Впрочем, на практике доказать подобное удается далеко не всегда.

Таким образом, даже если водитель признан полностью невиновным в самом ДТП, пострадавший может взыскать через суд компенсацию расходов на лечение и реабилитацию.

Но есть и «во-вторых»: это обратная ответственность пешеходов перед водителями. Правда, в этом случае пешеход должен быть признан виновным и возместить автомобилисту материальный ущерб.

Резкое увеличение подобных исков было зафиксировано с конца 2012 года, когда Конституционный суд РФ постановил, что на виновных пешеходов в равной мере распространяется действие статьи 1064 ГК РФ, определяющей основания для возмещения ущерба.

Разбирательство в Конституционном суде было инициировано страховой компанией, клиент которой совершил наезд на пешехода, признанного виновником аварии.

Так вот, страховая выплатила клиенту компенсацию за разбитый автомобиль, а затем отстояла в суде право предъявить пешеходу претензии в рамках суброгации.

Напомним, подобная практика предусмотрена статьей 965 ГК РФ, и подразумевает право страховых взыскивать ущерб с виновников происшествий на сумму, которая страховая компания перечислила своему не виновному клиенту.

С тех пор количество суброгационных претензий в адрес пешеходов возросло, причем доходит дело и до вопиющих случаев, когда иск предъявляют семье погибшего пешехода-виновника. Подобная практика спровоцировала серьезную дискуссию в обществе, поскольку считается многими несправедливой. Тем не менее, она имеет место быть.

Кто рискует больше

У кого больше риск оказаться крайним в ДТП, у водителя или пешехода? С общечеловеческой точки зрения у пешехода, потому что повреждения, полученные в ДТП, как правило, коварны.

Нередки переломы бедер и травмы головы, которые делают человека неполноценным до конца жизни — чем компенсировать такой ущерб? Поэтому каждый раз, оказываясь вблизи проезжей части, нужно отчетливо понимать свои перспективы, и не лезть на рожон «назло водителям».

А заодно провести ликбез с домочадцами, поскольку люди, которые сами не водят автомобиль, нередко отличаются бесшабашным поведением на дорогах.

Кроме того, мы помним, что у пешехода, в отличие от водителя, нет ОСАГО, поэтому в случае признания виновным компенсировать ущерб придется из своего кармана. А представьте, что пешеход спровоцировал не только наезд, но и повреждение других автомобилей — суммы компенсации могут быть весьма внушительными.

Однако с точки зрения легальных последствий вероятность стать крайним все же больше у водителя. Помимо описанного выше, водитель гораздо чаще признается виновным, даже если очевидная доля вины есть и на пешеходе.

Классический пример: ребенок кинулся через дорогу в неположенном месте. Можно давить? Да ни в коем случае! Даже помимо моральных аспектов такого деяния при разборе ДТП виновность во многом будет определяться своевременностью торможения.

Эксперты определят момент обнаружения опасности (появления ребенка у проезжей части или его выхода из-за препятствия) и выяснят, когда именно вы начали тормозить. А согласно п. 10.

1 ПДД, тормозить вы должны сразу же при обнаружении опасности с учетом времени реакции и срабатывания механизмов.

Сам собой, каждое из подобных исследований имеет множество «люфтов» и допущений, тем не менее, слишком позднее или отсутствующее торможение — один из поводов объявить виновным водителя.

Отдельная дилемма связана с маневрированием в момент опасности: когда торможение уже не помогает избежать наезда, стоит ли пытаться увернуться? Правила не требуют от водителя в таком случае делать «лосиные переставки», более того, водитель несет ответственность за любые новые ДТП, спровоцированные маневром.

И даже отворот в столб с целью спасти виновного пешехода может оставить крайним самого водителя, ведь все тот же п. 10.1 требует в первую очередь тормозить вплоть до полной остановки. Впрочем, чаще всего у водителей просто нет времени проанализировать возможные последствия, и маневр совершается рефлекторно.

А успешный ли он или «отягчающий» — нередко дело случая.

Не будь крайним

И водителям, и пешеходам следует отчетливо понимать возможные последствия их безалаберности на дороге. А последствия, как вы убедились, могут быть разнообразными и «долгоиграющими»: скажем, суброгационная претензия в адрес виновника-пешехода может прилететь в течение трех лет!

Набившее оскомину требование соблюдать ПДД обретает совсем иной смысл, когда дело доходит до разбора полетов. Ведь соблюдение оных позволяет если не избежать аварии, то хотя бы снизить последствия и, главное, не оказаться крайним.

Источник: https://svpressa.ru/auto/article/142536/

Сбил пешехода: с ОСАГО или без полиса, как можно решить вопрос выплаты потерпевшему в обычном ДТП и если ситуация нестандартная?

Осаго сбил пешехода

Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения. Они, наравне с водителями, могут пострадать в результате дорожно-транспортного происшествия. В таких ситуациях каждый потерпевший вправе получить компенсацию за понесенный ущерб, в том числе и в рамках договора ОСАГО.

Положена ли выплата потерпевшему в результате наезда автомобиля?

Наличие полиса ОСАГО является обязательным условием для каждого собственника автомобиля. Такое правило определено Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

По правилам указанного нормативного акта ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу в результате использования техники, подлежит возмещению. Ситуация может развиваться в зависимости от того, есть ли у водителя полис ОСАГО или нет.

Компенсированы будут не только затраты на лечение, но также утраченный заработок или доход.

Пострадавший может рассчитывать на дополнительные средства, если в ходе проведенной экспертизы будет установлено, что причиненный вред соответствует большей сумме выплаты либо пешеходу присвоена группа инвалидности.

Если у водителя есть полис

В таком случае пострадавший может рассчитывать на получение компенсации. Средства выплачиваются страховой компанией, в которой водитель оформлял полис. Впоследствии организация-страховщик может взыскать сумму с владельца автомобиля.

Страховка отсутствует

В данной ситуации необходимо руководствоваться правилом, указанным в пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ, согласно которому причиненный вред возмещается в порядке, определенном гражданским законодательством.

В свою очередь пункт 1 статьи 1064 ГК РФ гласит, что причиненный вред должен быть возмещен в полном объеме. То есть кроме затрат на лечение и возмещение потери заработка, пешеход сможет получить дополнительные средства по результатам экспертизы, либо вследствие установления группы инвалидности.

Владелец машины скрылся с места ДТП

В такой ситуации не будет иметь значение наличие или отсутствие у водителя страхового полиса. В этом случае следует разыскать виновного. Для этого необходимо вызвать сотрудников ГИБДД на место ДТП или обратиться в ближайшее отделение полиции.

Впоследствии после установления виновного нужно будет обращаться к его страховщику, а при отсутствии полиса – в суд. Если водитель найден не будет, то получить компенсацию по ОСАГО нельзя.

Что делать после аварии?

Если в ДТП пострадал пешеход, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Вызвать медицинских работников для оказания помощи пострадавшему.
  2. Сообщить в ГИБДД о происшествии.
  3. По возможности убрать транспортное средство, если оно мешает движению других автомобилей, либо выставить знак аварийной остановки.
  4. Зафиксировать данные очевидцев, если они есть, чтобы передать информацию о них сотрудникам ГИБДД.
  5. Сообщить своему страховщику о случившемся.

Если водитель в состоянии, ему следует провести некоторые мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему. К ним отнесены:

  • остановка кровотечения с помощью жгута или подручных средств;
  • наложение шины на перелом;
  • закрытый массаж сердца, при отсутствии пульса.

Но если водитель не уверен в своих знаниях и навыках, лучше всего дождаться приезда скорой, поскольку неправильные действия могут причинить пострадавшему еще больший вред. Покидать место ДТП запрещено.

Как происходит фиксация обстоятельств?

Выполнение действий по фиксации обстоятельств происшествия находится в компетенции сотрудников ГИБДД. В то же время и сам водитель может осуществлять фото- или видеофиксацию случившегося.

Следует зафиксировать:

  • положение пешехода и транспортного средства;
  • повреждения автомобиля;
  • тормозной след на дорожном покрытии;
  • состояние дороги – наличие влаги, грязи, дефектов.

Фиксация допускается и в процессе работы ГИБДД, поскольку деятельность полиции является гласной. По результатам осмотра составляется протокол.

Как виновному, так и потерпевшему следует внимательно изучить оформленный документ. В протоколе должно быть подробно описано все происшествие. Для замечаний имеется отдельная графа.

Также каждый к материалам прилагаются пояснения всех участников и очевидцев, фотографии и схема ДТП.

Ответственность за транспортное происшествие: кто кому должен?

Дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадал пешеход, – повод для рассмотрения вопроса о применении к водителю мер воздействия. Последние определяются в зависимости от сложившихся обстоятельств, наступивших последствий, а также наличия вины водителя.

Как доказать невиновность?

Чтобы избежать применение мер водителю, следует выполнить самостоятельно некоторые действия. К ним отнесены:

  • сбор записей с видеорегистратора и информации об очевидцах (к последним чаще всего относятся пассажиры, ехавшие в автомобиле);
  • внимательное изучение протокола, составленного сотрудниками ГИБДД;
  • обращение к услугам квалифицированного юриста.

Подойдет любая информация. Можно даже самостоятельно зафиксировать длину тормозного пути, которая будет свидетельствовать о соблюдении скоростного режима.

Виды взысканий

Вид ответственности определяется в зависимости от обстоятельств происшествия и тяжести наступивших последствий.

  1. Если они не были серьезными, например, пешеход порвал одежду, а телесные повреждения ограничены синяком или царапиной, меры воздействия сведутся к выплате денежной компенсации за лечение и утраченный заработок в рамках договора ОСАГО либо гражданского законодательства.
  2. Административная ответственность наступит, если имели место дополнительные нарушения: водитель скрылся с места происшествия, находился под воздействие алкоголя или запрещенных препаратов, либо не соблюдал скоростной режим. В таких случаях он дополнительно будет оштрафован и лишен прав.
  3. Уголовная ответственность наступает, если здоровью пешехода был причинен тяжелый вред либо человек погиб. В этом случае виновный лишится не только прав, но и свободы.

Определение размера компенсации ущерба

Размер компенсации причиненного вреда включат в себя выплаты за:

  • лечение пострадавшего;
  • утраченный заработок или доход;
  • причиненный моральный ущерб;
  • повреждение одежды или другого имущества пассажира;
  • расходы на погребение, в случае смерти пешехода.

Точная сумма определяется после представления пострадавшим всех документов, подтверждающих расходы.

Наказание за причинение смерти

В таком случае для водителя наступает ответственность, предусмотренная статьей 264 УК РФ. В качестве меры наказания могут выступать ограничение или лишение свободы, а также арест или принудительные работы.

В качестве дополнительной меры применяется лишение права управлять транспортным средством. Срок изоляции от общества в таких случаях составит от двух до девяти лет. Прав водитель будет лишен на срок до трех лет.

Какие действия предпринимать, если виновен?

Если в качестве виновной стороны будет выступать пешеход, водитель не только избежит административной или уголовной ответственности, но и не должен будет выплачивать денежную компенсацию. Для этого потребуется задержать пешехода до приезда ГИБДД, а также зафиксировать на фото или видео видимые повреждения транспортного средства.

Если виновный оказывает сопротивление, лучше не применять к нему физическую силу, а снять на телефон или регистратор его поведение. Такие данные будут выступать в качестве доказательств виновности пешехода. Не лишним будет вызвать медицинских работников, которые впоследствии проведут освидетельствование виновного на предмет употребления алкоголя или запрещенных препаратов.

Особые ситуации

На практике каждое ДТП с участием пешехода может иметь свои особенности. От них зависит и характер последствий, которые наступят для обеих сторон.

Пешеходный переход

Такая ситуация крайне невыгодна для водителя, поскольку он будет привлечен к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ. Помимо денежной компенсации причиненного вреда, виновный должен будет выплатить штраф в размере до 5000 рублей, а также рискует лишиться прав на срок до двух лет.

Даже если ущерб пешеходу причинен не был, административного наказания не избежать. Исключения составляет ДТП, которое произошло в результате столкновения, когда автомобиль уже находился на переходе, то есть пострадавший сам бросился под колеса.

Проезжая часть

В такой ситуации водитель может избежать проблем только если он соблюдал скоростной режим и не находился под воздействием алкоголя либо запрещенных препаратов.

В любом случае необходимо придерживаться алгоритма определенных действий:

  1. оказать первую помощь;
  2. вызвать сотрудников ГИБДД и медицинских работников;
  3. зафиксировать доказательства на фото или видео устройства.

Пешеход в такой ситуации сам становится нарушителем и на получение компенсации, в том числе и по ОСАГО, рассчитывать не может.

Чем может грозить неоформление мелких аварий?

Когда стороны происшествия договариваются между собой и не вызывают полицию, это может повлечь за собой негативные последствия для обеих. Водитель в таком случае может быть привлечен к административной ответственности как скрывшийся с места аварии.

В свою очередь пешеходу будет затруднительно доказать свое право на получение выплаты по ОСАГО, поскольку изначально не были оформлены подтверждающие документы, без которых взыскать компенсацию невозможно.

Чтобы несколько обезопасить себя, водителю правильным будет взять с пострадавшего расписку в которой следует указать, что последний претензий не имеет, согласен с получением компенсации в оговоренные сроки и не настаивает на вызове полиции.

Если авто скрылось?

Такие ситуации не редкость. В этом случае следует незамедлительно вызвать полицию и до ее приезда собрать информацию у очевидцев о транспортном средстве (марке, модели, цвете, номере). По приезду ГИБДД все свидетели и пострадавшие опрашиваются, составляется протокол осмотра, а автомобиль объявляется в розыск.

Полиция имеет в своем распоряжении специальную базу данных о всех владельцах транспортных средств, поэтому виновного найдут быстро. После можно взыскать с него компенсацию через страховую компанию или суд.

Как происходит возмещение?

Процедура получения компенсации вреда предусматривает сбор необходимых документов и обращение в страховую компанию, в которой виновный оформлял полис.

Что нужно сделать, чтобы получить выплату?

Прежде всего пешеходу необходимо обратиться к медицинскому эксперту, который обследует пострадавшего и даст свое заключение о степени тяжести телесных повреждений. После это необходимо оформить листок временной нетрудоспособности, если ущерб таков, что человек не может полноценно трудиться. Далее нужно оценить ущерб, причиненный имуществу пешехода.

Необходимые документы

Основанием для выплаты средств является заявление страховщику, в котором указываются:

  1. Название и адрес компании.
  2. Сведения о пострадавшем и виновном.
  3. Обстоятельства ДТП.
  4. Размер причиненного ущерба.
  5. Само требование о выплате компенсации.
  6. Реквизиты для перечисления средств.
  7. Перечень прилагаемых документов.
  8. Дата и подпись заявителя.

Скачать бланк заявления на страховую выплату по ОСАГО

К обращению прилагается справка о происшествии из полиции, заключения экспертов, чеки и квитанции о приобретении лекарственных препаратов, листок нетрудоспособности.

Если пешеход погиб, потребуется свидетельство о смерти, справка о подтверждении родства и о том, что заявитель находился на полном обеспечении покойного. Документы могут представляться в виде заверенных копий.

Порядок и сроки получения денег

После получения пакета документов обращение рассматривается страховой компанией. Решение должно быть принято в течение двадцати дней с момента поступления обращения. Денежные средства перечисляются на расчетный счет заявителя либо выдаются на руки через кассу страховщика.

По правилам статьи 1088 ГК РФ, в случае смерти пешехода компенсацию могут получить:

  • лица, находившиеся на полом содержании покойного;
  • ребенок пешехода, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг либо другой член семьи, который не работает и занят уходом за находившимися на полном содержании покойного его детьми, внуками, братьями и сестрами младше четырнадцати лет либо старше указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • лица, находившиеся на содержании погибшего и утратившие возможность трудиться в течение пяти лет после его гибели.

Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания присмотра за этими лицами.

Пешеход, который пострадал в результате ДТП, вправе рассчитывать на компенсацию по ОСАГО. Даже если у водителя нет полиса, ущерб должен быть возмещен в полном объеме. В любом случае следует вызвать полицию и зафиксировать происшествие.

Источник: https://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/esli-sbil-peshehoda.html

За сбитую родню заплатят всем

Осаго сбил пешехода

Отказ страховых компаний в выплате возмещений за вред жизни и здоровью родственникам погибших и пострадавших в ДТП по вине водителей признан не соответствующим законодательству.

К такому решению пришел Верховный суд Татарстана, рассмотрев жалобу Ольги и Валерии Власечевых — матери и дочери погибшей в ДТП из-за действий автомобилиста женщины.

После смертельной аварии они сразу обратились в страховую компанию виновника: им, согласно закону об ОСАГО, полагается выплата в размере 475 тыс. руб. (500 тыс. руб. за вычетом 25 тыс. руб. на погребение).

Но страховщики в выплате отказали, объяснив это решение тем, что родственники погибшей не являются иждивенцами, то есть погибшая женщина не приходилась их кормилицей.

К такому же решению 24 января 2017 года пришел и суд первой инстанции, куда решили обратиться истцы. И только после года судебных разбирательств ВС Татарстана 10 января 2018 года вынес постановление, в котором разъяснил, что на выплаты по ОСАГО после ДТП, в котором по вине водителя есть погибший или пострадавший,

имеют право не только потерявшие кормильца иждивенцы, но и просто близкие потерпевшего: это муж или жена, родители или дети вне зависимости от их статуса.

Мнение общественников

Как пояснил «Газете.Ru» глава Союза пешеходов Владимир Соколов, эта проблема известна с 2015 года. Нормы, на которые ссылаются страховщики, действительно были прописаны в законе об ОСАГО, но до 2014 года. В новой редакции список получателей выплат значительно расширен.

«С 2015 года начали действовать новые поправки в закон об ОСАГО, я принимал участие в его согласовании, и мы как Союз пешеходов требовали, чтобы круг получателей страховой премии был всеобъемлющим.

Раньше речь шла действительно шла только об иждивенцах.

Но эти выплаты были просто каплей в море, кроме того, оставшиеся без кормильца иждивенцы, как правило, были неспособны обращаться в суды, если не получали премии.

Но даже после изменений в законодательстве страховщики для отказа в выплатах используют старые аргументы, делая вид, что не понимают, что в законе что-то работает по-другому», — сказал Соколов.

По его словам, Союз пешеходов обратился с просьбой разъяснить права родственников жертв ДТП в Центральный банк России, который является регулятором страхового рынка, однако ответа не было.

«И вот Президиум Верховного Суда Татарстана указал на то, что страховые компании, а также суды низших инстанций неправильно трактуют закон.

И это неудивительно — ведь, к примеру, точно такие же условия прописаны в случае с ответственностью автоперевозчиков и пассажирского транспорта.

Только когда в тех случаях происходят ДТП, премии выплачиваются, а здесь это не работало. Но это же смешно, это настоящий сговор страховых компаний. Теперь же их ждет вал обращений, и платить придется не только премии, но и проценты», — заявил Соколов.

По оценке Союза пешеходов, за период 2015-2017 годов выплаты по оценке организации не получило более 35 тыс. человек по всей стране.

«Этот судебный прецедент заставит страховые компании выплатить родственникам погибших пешеходов и водителей до 16 млд руб., с учетом того, что сумма некоторых исков, по которым был отказ в выплате от страховых компаний, превысит 1 млн рублей с учетом пени», — считает Скворцов.

Позиция страховщиков

Между тем вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин заявил «Газете.Ru», что механизм выплаты подобных компенсаций работает согласно законодательству.

«Выплаты идут в соответствии с таблицами Минздрава по причиненным телесным повреждениям, по инвалидности и по смерти,— сказал Соломатин «Газете.Ru».

– Есть вещи, где мы ограничены самим законом, то есть лимитом. Если говорить о случаях за исключением смерти, то все выплаты идут в пользу потерпевшего или его уполномоченного лица. Если же мы говорим о смерти, то тут возможно как минимум два варианта.

Первый — его наследники подают заявление о получении компенсации, либо лица, приравненные к ним. Вопросы иждивенцев и так далее уже вторичны. И это работает, мы не можем выйти за рамки закона. Если идет какой-то спор, то, значит, требование подает ненадлежащее лицо.

Бывает, что кто-то не удовлетворен суммой, но это не зависит от нас: есть соответствующая таблица, есть лимит по смерти. И выше мы не можем заплатить по закону. Разговоры о том, кто имеет право на эти выплаты — это отдельная тема.

Так, бывают случаи, когда погибший дядя или тетя были ближе, чем родные отец или мать».

В свою очередь, эксперт в сфере страхования, адвокат Антон Басин в беседе с «Газетой.Ru» считает, что определенные сложности с доказыванием права на получение страховой компенсации у близких погибших в ДТП существуют. Но подчеркивает —

каждый случай индивидуален, и решение Верховного Суда Татарстана не может быть ориентиром при разрешении других, на первый взгляд схожих дел. По его мнению, страховые компании, решая такие вопросы, «дуют на воду», но «в целом имеют на это право».

«Были случаи, когда, даже получив приговор суда в рамках уголовного дела, страховщики отказывают в выплатах, требуя различные документы и доказательства того, что близкие погибших имеют право на получение выплат, — сказал Басин. — Но любое право получения выплаты требует доказывания. И если страховщик сомневается, он имеет право отказать — ведь все спорные вопросы решаются судом.

То, что иногда на выплаты могут претендовать не близкие родственники или, наоборот, выплаты не получают прямые родственники — вопрос социальной справедливости.

При этом одинаковых ситуаций не бывает, даже если они похожи: так, погибшему действительно может оказаться очень близок какой-нибудь дальний родственник, а родную мать он в глаза не видел. Но если люди не согласны со страховщиками, с решениями судов, надо идти дальше и доказывать свое мнение в вышестоящих инстанциях».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2018/01/31_a_11631823.shtml

Пешехода сбила машина, положена ли выплата по ОСАГО?

Осаго сбил пешехода

В таком случае по закону предусмотрено возмещение вреда за счет страховой компании, по оговору ОСАГО. Если водитель страхует свою гражданскую ответственность (оформляет ОСАГО), то вред причиненный им в результате ДТП возмещает страховая компания с которой у него заключен договор ОСАГО.

Если ограничиваться только пешеходами, то если водитель сбил пешехода, то это так же ДТП и «Закон об ОСАГО» на говорит следующее, что на основании п. «б» статьи 7 закона, вред причиненный жизни или здоровью потерпевшего возмещается. Максимальная сумма возмещения в пределах 500000 руб. Все что сверх этой суммы возмещает причинитель вреда, то есть водитель сбивший пешехода.

Приведу пример, водитель сбивает пешехода, в результате судебно-медицинской экспертизы был установлен вред здоровью и сумма возмещения вреда здоровью была оценена в 450000 рублей.

В такой ситуации ОСАГО покрывает данную сумму, так как за вред причиненный здоровью страховая выплатит потерпевшему до 500000 рублей.

А если сумма ущерба за вред здоровью сбитого пешехода 650000 рублей, то страховая покроет максимум 500000 рублей, а 150000 рублей причинитель вреда должен будет выплатить из своего кармана.

То есть мы приходим к выводу, что если пешеход сбит водителем у которого есть действующий полис ОСАГО, то вред причиненный пешеходу будет возмещен страховой компанией в пределах 500000 рублей, все что свыше возмещает причинитель вреда.

После того как пешеход был сбит, данное происшествие должно быть зафиксировано инспекторами ГИБДД и скорой медицинской помощью, или по крайней мере если скорую не вызывали, то на место необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, которые должны приехать, оформить по документам данное происшествие и выдать пострадавшему документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, а это справка о ДТП в которой указан номер полиса водителя сбившего пешехода и другие его данные определение о возбуждении дела об административном нарушении, или о возбуждении уголовного дела по статье 261 УК РФ).

Потерпевший для того, что бы возместить причиненный ему ущерб, должен направить страховой компании заявление о возмещении вреда причиненного здоровью в результате ДТП. Заявление направляется в страховую компанию, в которой застрахован водитель причинивший вред здоровью (сбивший пешехода).

Размер страховой выплаты зависит от тяжести причиненного здоровью вреда. Тяжесть причиненного здоровью вреда определяется на основании судебно-медицинской экспертизы, а так же связанных с восстановлением здоровья расходами (платное лечение, медикаменты, расходы на протезы, реабилитацию и прочее).

Вообще потерпевшей стороне необходимо сохранять все чеки, так как при возмещении вреда, нужно будет подтвердить свои расходы, а для этого нужны документы, так же необходимо предоставить список лекарств (препаратов) назначенных лечащим врачом и эти данные должны сходиться, так как если купленного лекарства за которое пострадавший хочет получить компенсацию не будет в назначении врача, то при таких расхождениях компенсации не будет.

То же самое и с платным лечением, если лечение назначил врач и есть подтверждающие документы, то траты на такое лечение компенсируются. То же самое и с санаторно-курортным лечением, так же необходимы документы подтверждающие не только его оплату но и назначение врача.

Конечно в результате ДТП могут пострадать личные вещи пешехода (одежда, телефон, украшения, часы и прочие вещи) и за их порчу так же можно получить компенсацию и здесь нужно будет предоставить чеки из магазинов, что бы подтвердить стоимость испорченных вещей, или обратиться к услугам оценщика.

Так мы с вами разобрались, что максимальная сумма которую может выплатить страховая это 500000 рублей, если сумма ущерба оказалась выше, то разница взыскивается с виновника ДТП, путем подачи гражданского иска к виновнику ДТП, то есть через суд. Можно конечно договориться с виновником без суда, путем предложения заключить соглашение в котором и будет прописан порядок всех расчетов и их размер. Если урегулировать спор мирным путем не удается, то на виновника подают в суд.

Если у водителя сбившего пешехода нет полиса ОСАГО?

Если водитель который сбил пешехода не застраховал свою гражданскую ответственность, то вред причиненный жизни или здоровью пешехода, возмещается из личных средств водителя причинивших вред.

Так же пункт 6 статьи 4 «Закона об ОСАГО» говорит нам следующее, что владельцы автомобилей, риск ответственности которых не застрахован по ОСАГО, в случае причинения ими вреда в результате ДТП, возмещают причиненный вред в соответствии с гражданским законодательством. А гражданское законодательство нам говорит следующее, что на основании пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению лицом причинившим вред в полном объеме.

Размер вреда в данной ситуации определяется точно так же как и в первой части статьи, по результатам медицинской экспертизы, по затратам на лечение на основании задокументированным назначениям лечащего врача.

В такой ситуации когда у виновника нет полиса ОСАГО, обращаться в страховую бессмысленно и в такой ситуации нужно попытаться урегулировать вопрос о возмещении ущерба мирным путем, а если это не получится, то необходимо подготовить все документы, рассчитать сумму ущерба, подготовить исковое заявление и подать в суд на виновника ДТП и уже в судебном порядке взыскать с него сумму ущерба.

Посоветую вам на стадии подачи искового заявления заявить ходатайство об аресте имущества должника. Делается это для того, что бы должник не успел продать движимое и недвижимое имущество, тем самым создать ситуацию когда с него нечего взыскивать.

А если имущество будет арестовано еще до решения суда, то должник не сможет продать арестованное имущество и после получения исполнительного листа, если должник не захочет исполнять решение суда и компенсировать ущерб, или к примеру у него не будет денег, то можно обратить взыскание на арестованное имущество должника и за счет его продажи компенсировать ущерб или его часть.

Как наложить арест на имущество должника?

Если водитель сбивший пешехода скрылся с места ДТП?

Здесь ситуация не так проста как кажется и получите ли вы какое либо возмещение или нет, зависит от того, найдете ли вы виновника ДТП или нет. Здесь не важно, есть ли у виновника полис ОСАГО или нет, если его не найдут, то и взыскивать причиненный вред, будет не с кого.

Если виновник скрылся, то здесь нужно действовать так же как и в любом ДТП, вызывать сотрудников ГИБДД, объяснить им ситуацию, что виновник скрылся. Конечно если травмы полученные пешеходом серьезные, то сам он ничего не объяснит, но всегда есть очевидцы, которые обычно и вызывают полицию и скорую медицинскую помощь.

Найти виновника удается по горячим следам и по приметам, так же по записям сделанным с видеокамер. Как только виновник будет найден, то сразу выяснится, был ли у него полис ОСАГО или нет и дальше уже идем двумя путями, или идем в страховую, или подаем в суд на виновника ДТП в случае если у нет полиса ОСАГО.

Есть еще третий вариант, если за рулем был угонщик, который угнал авто и наделал делов, то возместить причиненный вред не удастся, если угонщик не будет найден, а если угонщика задержат, то вред будет возмещать он. Но есть еще вариант, когда в угоне авто виноват сам владелец, то тогда он так же привлекается к ответственности, но здесь нужно доказать, что неосторожность самого владельца авто привела к угону автомобиля.

Если у вас остались вопросы, то задайте из на сайте нашему юристу, он проконсультирует вас по любому вопросу, подскажет вам как действовать в конкретной ситуации и даст свои рекомендации. Так же у нас есть автоюрист по ДТП которому вы можете позвонить и задать вопросы. 

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/osago/peshehoda-sbila-mashina-polozhena-li-vyplata-po-osago

Сила Права
Добавить комментарий