Обязательное участие прокурора в административном судопроизводстве

ПрокуратураОренбургской области

Обязательное участие прокурора в административном судопроизводстве

     15 сентября 2015 года в России вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Документом введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

Одновременно соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентировавшие ранее порядок рассмотрения указанных дел, утратили силу.

     Административные дела рассматриваются только судами общей юрисдикции. Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Среди них, в частности:

В  В  В – связанные СЃ государственной тайной;

В  В  В – РѕР± оспаривании нормативных правовых актов Рё решений, действий (бездействия) государственных Рё муниципальных органов, РёС… должностных лиц Рё служащих;

В  В  В – Рѕ защите избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме (далее – избирательные права);

В  В  В – Рѕ временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, РІ специальное учреждение Рё Рѕ продлении СЃСЂРѕРєР° пребывания РІ таком учреждении;

В  В  В – Рѕ госпитализации граждан РІ медицинские организации РІ недобровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ;

В  В  В – Рѕ присуждении компенсации Р·Р° нарушение права РЅР° судопроизводство РІ разумный СЃСЂРѕРє или права РЅР° исполнение судебного акта РІ разумный СЃСЂРѕРє РїРѕ делам, подсудным мировым СЃСѓРґСЊСЏРј, районным судам;

В  В  В – РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости Рё СЂСЏРґ РґСЂСѓРіРёС….

     При этом административные дела, вытекающие из предпринимательской или иной экономической деятельности, а также связанные с интеллектуальными, патентными правами и тому подобные будут по-прежнему рассматривать арбитражные суды и суд по интеллектуальным правам.

     В соответствии с КАС РФ суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному же ответчику.

Процессуальное положение указанных участников дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе. Тем не менее, есть и ряд нововведений.

  Наряду с предусмотренным сегодня ГПК РФ процессуальным соучастием, в КАС РФ появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц.

  Подобные дела будут рассматриваться, если ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему. При этом если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному коллективному заявлению. Если истец откажется, то суд приостанавливает производство по его заявлению до принятия решения по коллективному иску.

     Стоить иметь ввиду, что в соответствии со ст. 29 КАС РФ дело уже в суде первой инстанции может рассматриваться коллегиально.

     Одной из особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (ст. 55 КАС РФ). Так, согласно ст.

128 Кодекса к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.  Кроме того, по ряду дел участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено.  Так, участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов. �сключение составляют случаи, когда гражданин имеет высшее юридическое образование и ведет дело сам. Это же касается принудительного помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке. Однако в двух последних случаях при отсутствии представителя суд сам назначает адвоката.

     Среди статей об основных принципах административного судопроизводства следует обратить внимание на ст.

14 Кодекса, которая предусматривает право суда самостоятельно истребовать доказательства по делу.

За счет этого роль суда становится более активной, что способствует более полному исследованию фактических обстоятельств дела.

Так, в отличие от гражданского процесса, в случае, если административный истец не согласен на замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим, суд сможет без его согласия все равно привлечь это лицо, но в качестве второго административного ответчика.

     В отличие от ГПК РФ, в КАС РФ предусмотрен широкий спектр мер процессуального принуждения.

Для начала к любому лицу, участие которого в деле обязательно или если суд сочтет его обязательным, может быть применено обязательство о явке.

В качестве более жесткой меры, в том числе в случае нарушения обязательства о явке, к любому лицу может применяться привод силами судебных приставов.

Напомним, что сегодня по ГПК РФ привод может применяться только к надлежащим образом извещенному свидетелю, который повторно не явился на заседание.

�з других мер процессуального принуждения, предусмотренных КАС РФ, можно выделить ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседания и штрафы.

     Согласно положениям КАС РФ гражданин имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица.

Однако он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Аналогичные нормы закрепляются в отношении членов избирательных комиссий, наблюдателей, кандидатов, доверенных лиц.

Предъявлять иски в связи с нарушением избирательного законодательства РФ смогут только избирательные комиссии и прокурор.

Последний также получит право обращаться в суд в защиту избирательных прав граждан России (ст. 239 КАС РФ).

В  В   Еще РѕРґРЅРѕР№ новеллой РљРђРЎ Р Р¤ является возможность рассмотрения административного дела СЃСѓРґРѕРј РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства Рё присутствия сторон РІ зале заседания. РЎСѓРґРѕРј исследуются только доказательства РІ письменной форме (например, отзыв, объяснения Рё возражения РЅР° РёСЃРє, заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°).

     Участие прокурора регламентируется ст. 39 КАС РФ. Часть 4 ст.

39 КАС РФ вводит обязанность прокурора по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных Кодексом.

Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления, что ранее так же не было отражено в процессуальном законодательстве.

     Новым в административном судопроизводстве является увеличение категорий дел, по которым установлены сокращенные сроки апелляционного обжалования.

Так,  законодатель вернулся к десятидневному сроку обжалования судебных постановлений (дела о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, об административном надзоре, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке).

В 

     Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

прокуратуры Оренбургской области

Версия для печати

Источник: http://www.orenprok.ru/news-link/news/2015/09/21/15sep21-1/

Участие прокурора в административном судопроизводстве

Обязательное участие прокурора в административном судопроизводстве

28.08.2015

С 15 сентября 2015 года вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Он регулирует порядок осуществления такого судопроизводства при рассмотрении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Положения данного Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС РФ.  Эти полномочия, как и в гражданском процессе,  реализуются прокурором в трех формах:

– путем обращения в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 Кодекса;

–  путем вступления в процесс для дачи заключения;

–  путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции, кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных актов Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

  Основанием для предъявления административного искового заявления в суд является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

  Отсутствие в КАС РФ перечня упомянутых в части 1 статьи 39  уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке административного искового заявления в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

При обращении в суд с административным исковым заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.

Из смысла статьи 130 КАС РФ следует, что несоблюдение прокурором установленных требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление административного искового заявления прокурора без движения.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

 В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

  Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений предусмотрены в главах 34 и 35 КАС РФ, многие нормы которых воспроизводят положения ГПК РФ в действующей редакции.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/175522/

Особенности участия прокурора в административном судопроизводстве

Обязательное участие прокурора в административном судопроизводстве

      20.05.2016

      С 15 сентября 2015 года в России начал действовать новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), регламентирующий процедуру разрешения административных споров.

      Руководствуясь нормами нового кодекса суды теперь рассматривают административные дела, для производства по которым ранее использовались нормы гражданского процесса.

      Полномочия прокурора как лица, участвующего в деле, закреплены в ст. 39 КАС РФ.

      Так, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

      Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена исключительно личными особенностями гражданина, когда он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

      Согласно ч. 7 ст. 39 КАС еще одной формой участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс в целях дачи заключения по административному делу.

      Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), в том числе обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

      В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

      При отказе прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

      Отсутствие у прокурора права на заключение соглашения о примирении обусловлено тем, что указанное исключительное право принадлежит только сторонам по делу, т.е. субъектам спорного материального правоотношения, к числу которых прокурор не относится.

      Поскольку на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС РФ возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество (полноту и аргументацию), представить в суд надлежащую доказательственную базу.

      Прокурор вступает в процесс и дает заключение по следующим административным делам: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан; о реадмиссии (депортации мигранта в страну, из которой он прибыл); об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина или о его психическом освидетельствовании в указанном порядке.

      Положения КАС РФ предусматривают рассмотрение административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства, которое происходит без проведения устного разбирательства, судом исследуются только письменные доказательства. Если в указанный судебный процесс предусмотрено вступление прокурора, он представляет заключение в письменной форме.

      Не вступившее в законную силу судебное постановление может быть обжаловано лицами, участвующими в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле.

      В случае, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного акта, вправе обращаться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции; прокурор области – соответственно в президиум областного суда.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/152552/

Полномочия прокурора в административном судопроизводстве

Обязательное участие прокурора в административном судопроизводстве

С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).

Он регулирует порядок осуществления судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий.

Вопросы участия прокурора в административном судопроизводстве в судах общей юрисдикции закреплены в статье 39 КАС Российской Федерации.  Эти полномочия, как и в гражданском процессе,  реализуются прокурором в трех формах:

–  путем обращения в суд с административными исковыми заявлениями, указанными в части 1 статьи 39 КАС РФ;

–     путем вступления в процесс для дачи заключения;

–  путем обжалования в апелляционном, кассационном, надзорном  порядке, а также путем пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам постановленных судебных актов.

Законодатель предоставил прокурору право защищать права, свободы и законные интересы социально слабозащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних), поскольку указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. Именно в интересах таких лиц прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением. Для этого гражданину необходимо  обратиться к прокурору с письменным заявлением о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.

Несмотря на  отсутствие в  КАС РФ указания уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, он должен в обращении изложить мотивы, по которым не может самостоятельно обратиться в суд. Право оценки уважительности этих причин принадлежит суду.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанности по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов конкретного гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения.

Данное процессуальное действие возможно лишь в случае, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска.

В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Также КАС РФ предусмотрено, что прокурор вступает в  судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

К ним относятся дела: об оспаривании нормативных правовых актов; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме; о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение; об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора; о госпитализации в недобровольном порядке гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в медицинскую противотуберкулезную организацию.

задача прокурора при даче заключения – своевременное пресечение и недопущение нарушений законодательства, прав и охраняемых законом  интересов граждан, злоупотреблений этими правами, а в необходимых случаях – их восстановление путем принятия мер реагирования на нарушения норм материального и процессуального права.

Заключение по делу дается прокурором в целях содействия осуществлению правосудия, реализации задач административного  судопроизводства, обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности. В данном случае прокурор не выступает на стороне кого-либо из участников процесса, а объективно дает независимое заключение по обстоятельствам дела. 

Источник: http://sevproc.ru/polnomochiya-prokurora-v-administrativnom-sudoproizvodstve

Сила Права
Добавить комментарий