Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

Как устроен административный надзор — жесткая репрессивная мера, о которой почти никто не знает? — Meduza

Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

Один из фигурантов «Болотного дела» Иван Непомнящих уехал учиться в США. Он вышел из колонии 24 августа 2017 года. Незадолго до освобождения суд назначил Непомнящих административный надзор сроком на два года.

Это система ограничений, которые накладывают на бывших заключенных после того, как они выходят на свободу. Ее ввели относительно недавно, в 2011 году. В законе говорится, что эта система направлена на профилактику повторных преступлений. Надзор назначает суд по запросу администрации колонии или правоохранительных органов.

Есть несколько видов. Человеку могут запретить бывать в определенных местах или на публичных мероприятиях; запретить покидать определенную территорию — например, регион, в котором он живет; запретить покидать собственную квартиру в ночное время. И все, кто находятся под надзором, обязаны регулярно отмечаться в полиции.

К примеру, Ивану Непомнящих запретили даже приближаться к местам проведения массовых мероприятий (речь в том числе и о митингах), выезжать за пределы Московской области и покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра — и обязали отмечаться каждый месяц в полиции.

Полицейские должны следить за тем, как человек выполняет условия административного надзора. И могут, например, прийти ночью и проверить, не покинул ли человек квартиру в неположенное время.

Вячеслав Киюцин, который сейчас находится под административным надзором после того, как отбыл восемь с половиной лет за убийство, рассказал «Медузе», что контроль жестче, чем при условно-досрочном освобождении или условном наказании. Киюцину, как и Непомнящих, запретили покидать квартиру с 10 вечера до 6 утра.

По его словам, полицейский едва не обвинил его в нарушении условий надзора только из-за того, что в квартире не работал домофон, — он посчитал, что никого нет дома после 10 вечера.

В 2016 году сотрудники Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД и Барнаульского юридического института МВД описали в своей работе негласные методы слежки за людьми, которые находятся под административным надзором.

Нет, не любому. Есть две основные категории.

Первая — это люди, осужденные по определенному списку статей, которые как-то дополнительно «провинились» — нарушали правила пребывания в колонии или совершили два или больше определенных административных правонарушений.

В эту категорию попадают люди, осужденные за повторные преступления, тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних и еще по нескольким статьям, связанным с наркотиками.

Вторая категория — люди, которым административный надзор назначается без всяких дополнительных причин: решением суда по запросу администрации колонии или органа внутренних дел.

К этой категории относятся осужденные за сексуальные преступления против несовершеннолетних, за некоторые виды особо тяжких преступлений, по некоторым «террористическим» и «экстремистским» статьям.

Например, по 282-й статье — о возбуждении ненависти или вражды.

Все зависит от категории. Если человеку назначают надзор за дополнительные провинности, срок составляет от одного до трех лет.

А если без дополнительных причин — просто по факту, что осудили по определенной статье, — до восьми лет.

Например, татарского активиста Рафиса Кашапова, осужденного в 2015 году к трем годам за критику российской агрессии в отношении Украины и нарушения прав крымских татар, поместили под административный надзор на восемь лет.

За это можно сесть в тюрьму. Если человек после выхода из колонии не приехал в место, где ему положено быть — например, в квартиру, где зарегистрирован, — ему может грозить уголовное наказание, вплоть до года лишения свободы. То же касается случаев, когда человек покинул территорию, которую ему нельзя было покидать.

Отъезд Непомнящих могли бы рассматривать как уголовное преступление, но, как отметила в разговоре с «Медузой» адвокат Ирина Бирюкова, он уехал до вступления решения о надзоре в законную силу.

Для небольших нарушений есть административная статья с наказанием в виде штрафа до полутора тысяч рублей или административного ареста.

Власти считают, что таким образом можно избежать повторных преступлений. Мы не нашли подробного анализа эффективности такого инструмента, но если судить по общей статистике, административный надзор работает плохо.

В аналитическом отчете Института проблем современного общества сказано, что в 2014–2015 годах доля «рецидивистов» среди осужденных достигла 63–64 процентов, хотя до 2012-го не превышала 50–53 процентов.

Напомним, закон об административном надзоре ввели в 2011-м.

Очень часто. В 2016 году из мест лишения свободы вышли 210 тысяч человек. Из них 157 тысяч — после полностью отбытого срока (административный надзор не назначается помилованным и освобожденным условно-досрочно). Под административный надзор поместили 69 тысяч человек. Выходит, что в 2016 году под наздор попал каждый второй освободившийся, 44 процента.

Мы не знаем. Руководитель Института проблем современного общества и правозащитница Ольга Киюцина (жена Вячеслава Киюцина) уверена, что административный надзор — способ давления на осужденных, которые пишут жалобы на администрацию колонии. Киюцина сообщила «Медузе», что не раз встречалась с такими случаями в своей правозащитной практике.

Руководитель правозащитного центра «Агора» Павел Чиков сказал, что административный надзор в последнее время стал очень активно применяться против людей, осужденных по политически мотивированным уголовным делам — в частности, по статьям за «экстремизм», по «Болотному» и другим громким делам. По мнению Чикова, главная причина — не жалобы заключенных на администрацию колонии, а желание силовых ведомств (в частности, ФСБ и Центра по противодействию экстремизму МВД) контролировать их после освобождения.

В докладе «Агоры» от 22 августа 2017 года административный надзор называют «гласной формой слежки и контроля над поведением „неблагонадежных“ лиц при условии, что ранее их привлекали к уголовной ответственности».

Источник: https://meduza.io/cards/ivan-nepomnyaschih-uehal-iz-rossii-nesmotrya-na-administrativnyy-nadzor-a-chto-takoe-administrativnyy-nadzor

Для родственников

Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

Порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) ФСИН России, ее территориальных органов, подведомственных учреждений и их должностных лиц

Библиотека первой помощи: Что надо знать родственникам осужденных к лишению свободы

Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать

Порядок предоставления осужденным свиданий

Порядок предоставления осужденным телефонных разговоров

Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету

Проведение свиданий подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами

Памятка  “О порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое”

Памятка “О порядке организации оказания медицинской помощи лицам,заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы”

Установление административного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», порядок и основания обжалования решения суда, предусмотренные законом последствия за нарушение требований закона.

Административный надзор – это наблюдение, проводимое органами внутренних дел для соблюдения гражданином, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».

Задачами административного надзора является предупреждение преступлений и иных правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1)    тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от вышеперечисленных оснований.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ на осуждённого после освобождения могут быть наложены следующие ограничения, запрещающие:

– пребывание в определённых местах;

– посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участия в них;

– пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;

– выезд за установленные судом пределы территории.

Вне зависимости от наложенных судами запретов, в качестве обязательного ограничения устанавливается явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Суд в течение всего срока административного надзора может дополнить или отменить установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается.

До 3 лет, а для лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение преступления против несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок, установленный для погашения судимости (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).

Кроме того, при наличии оснований срок административного может быть продлён или прекращён досрочно.

За неисполнение или уклонение от административного надзора предусмотрена уголовная ответственность по ст. 314.1 УК РФ, максимальное наказание, предусмотренное данной статьёй – лишение свободы на срок до 1 года.

Для вынесения судом решения о применении указанной статьи обязательно выполнение поднадзорным следующих деяний: неприбытие без уважительных причин поднадзорного лица, при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определённый администрацией исправительного учреждения срок, а равно – самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора. С момента совершения указанных действий (бездействия) преступление считается оконченным.

Кроме уголовной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ.

Данный вид ответственности наступает в случае несоблюдения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Это может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия поднадзорного лица по соблюдению им ограничений своих прав и свобод,

Согласно ч. 1 ст. 19.

24 КоАП РФ несоблюдение поднадзорным лицом, административных ограничений, установленных ему судом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. За повторное в течение года совершение данного административного правонарушения предусмотрена более суровое наказание – обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

 Частью 2 ст. 19.24 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение поднадзорным следующих обязанностей, определённых ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ:

– прибыть в определённый администрацией исправительного учреждения срок к избранному освобождаемым месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

– явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение трёх рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

– явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трёх дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст.

12 указанного Закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

– уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного Закона;

– уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трёх рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного закона;

– уведомить орган внутренних дел в течение трёх рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

– допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определённое время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Кроме того, по вызову поднадзорный обязан явиться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определённый этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных указанным Законом.

За несоблюдение указанных обязанностей влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

 Материал подготовлен:

Заместителем Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Константином Демьяновым, пресс-службой УФСИН России по Амурской области.

Источник: http://www.28.fsin.su/dlya-rodstvennikov/

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

Появился административный надзор, призванный контролировать действия субъектов, вышедших из мест заключения, достаточно недавно, прежде всего, направлен он на отслеживание и мониторинг за освободившимися лицами. На такое лицо накладываются различные ограничения

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

  1. 64 фз об административном надзоре;
  2. Кто попадает под надзор?
  3. Различия между надведомственным контролем и административным;
  4. Стадии проводимого надзора.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание.

Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.

 

Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются:

 

1. Предупреждение совершения повторного правонарушения;

 

2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера.

 

На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно:

 

1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов;

 

2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима;

 

3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка.

 

Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила:

 

1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания;

 

2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения);

 

3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.

 

При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений.

А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу.

И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

 Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан.

Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.

В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые.

Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.

Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений.

Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.

 Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет.

Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора. 

Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин:

 

1. находящийся под надзором объявляется в розыск;

 

2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»;

 

3. При аресте находящегося под надзором.

 Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти. 

Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин:

 

1. Период административного надзора подошёл к концу;

 

2. Снята судимость;

 

3. Признание находящегося под надзором умершим;

 

4. Гибель поднадзорного.

 Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства.

Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной.

Образец заявления поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора вы можете скачать здесь

Различия между надведомственным контролем и административным

Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий.

Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений.

А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:
 

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.

В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения.

В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/administrativnyj-nadzor/

Закон Республики Беларусь от 10.02.1997 №11-З

Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 20 марта 2001 г. N 2/564

Принят Палатой представителей 17 января 1997 года
Одобрен Советом Республики 30 января 1997 года

Настоящий Закон определяет условия и порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Статья 1. Понятие административного надзора

Административный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливается и осуществляется органом внутренних дел (милицией) с целью предупреждения совершения этими лицами правонарушений.

Административный надзор не должен унижать человеческое достоинство и компрометировать поднадзорного по месту его работы и жительства.

Статья 2. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Административный надзор применяется в отношении совершеннолетних лиц:

а) признанных судами особо опасными рецидивистами;

б) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если их поведение в период отбывания наказания в местах лишения свободы свидетельствует об упорном нежелании встать на путь исправления;

в) судимых к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно или условно с обязательным привлечением к труду и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания или обязательного срока работы, если они после отбывания наказания либо условно-досрочного освобождения от наказания систематически совершают правонарушения.

Статья 3. Основания для установления, продления, изменения ограничений административного надзора

Основаниями для установления административного надзора являются:

а) в отношении особо опасных рецидивистов – вступивший в законную силу приговор, по которому данное лицо признано особо опасным рецидивистом;

б) в отношении лиц, указанных в пункте “б” статьи 2 настоящего Закона, – материалы администрации исправительно-трудового учреждения, свидетельствующие об упорном нежелании осужденного встать на путь исправления;

в) в отношении лиц, указанных в пункте “в” статьи 2 настоящего Закона, – материалы органа внутренних дел (милиции), свидетельствующие о систематическом совершении правонарушений лицом, освободившимся из мест лишения свободы.

Основанием продления срока либо усиления ограничений административного надзора являются материалы органа внутренних дел (милиции), свидетельствующие о нежелании лица, в отношении которого установлен административный надзор, встать на путь исправления, о совершении им правонарушений, в том числе нарушений правил надзора.

Основанием для ослабления ограничений административного надзора являются материалы органа внутренних дел, свидетельствующие о том, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, не совершает правонарушений, соблюдает правила надзора, положительно характеризуется по месту работы и в быту, о других обстоятельствах, положительно характеризующих его личность, а также о состоянии его здоровья и семейном положении.

Статья 4. Порядок установления административного надзора, продления его срока и изменения ограничений административного надзора

Административный надзор устанавливается постановлением начальника (его заместителя) исправительно-трудового учреждения либо начальника (его заместителя) органа внутренних дел (милиции). Постановление об установлении административного надзора согласовывается с наблюдательной комиссией при местных исполнительных и распорядительных органах и санкционируется прокурором.

Исходя из имеющихся материалов, начальник (его заместитель) органа внутренних дел (милиции) может с санкции прокурора продлить срок административного надзора, изменить его ограничения.

Административный надзор устанавливается:

а) за лицами, указанными в пунктах “а” и “б” статьи 2 настоящего Закона, – начальником (его заместителем) исправительно-трудового учреждения по месту отбывания наказания при освобождении из исправительно-трудового учреждения с указанием оснований для установления надзора, его срока, а также срока прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства;

б) за лицами, указанными в пункте “в” статьи 2 настоящего Закона, – начальником (его заместителем) органа внутренних дел (милиции) по месту постоянного жительства, но не позднее трех лет с момента освобождения из исправительно-трудового учреждения с указанием оснований для установления надзора, его срока, а также ограничений, установленных поднадзорному в соответствии с настоящим Законом.

Постановление об установлении, продлении срока административного надзора, изменении его ограничений выносится в присутствии лица, в отношении которого имеются материалы для установления, продления срока административного надзора, изменения его ограничений, и объявляется ему под расписку.

При этом поднадзорному разъясняются его права, обязанности и ответственность за нарушение правил административного надзора, в том числе за самовольное оставление им места жительства с целью уклонения от административного надзора или за неприбытие в определенный срок к избранному месту жительства.

Копия постановления об установлении административного надзора в отношении лица при его освобождении из мест лишения свободы пересылается исправительно-трудовым учреждением в орган внутренних дел (милицию) по избранному поднадзорным месту жительства в день его освобождения.

В случае неприбытия поднадзорного лица в определенный срок к избранному месту жительства органом внутренних дел (милицией) в установленном порядке объявляется его розыск.

Статья 5. Срок административного надзора

Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях по материалам органа внутренних дел (милиции) срок административного надзора может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.

Срок административного надзора исчисляется со дня объявления поднадзорному лицу постановления об установлении административного надзора, а в случае его установления при освобождении из мест лишения свободы – со дня освобождения из исправительно-трудового учреждения.

Статья 6. Порядок осуществления административного надзора

Осуществление административного надзора возлагается на органы внутренних дел (милицию).

Лица, в отношении которых установлен административный надзор, берутся на учет органом внутренних дел (милицией), фотографируются, у них могут сниматься отпечатки пальцев рук. Порядок учета и ведение надзорного производства определяются действующим законодательством и нормативными актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Работники милиции обязаны систематически контролировать поведение лиц, в отношении которых установлен административный надзор, предупреждать и пресекать совершение ими правонарушений.

При осуществлении административного надзора работники милиции имеют право:

а) истребовать сведения о поведении поднадзорного от администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности по месту его работы и жительства, а также от граждан;

б) возбуждать ходатайства перед соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного;

в) вызывать поднадзорного на беседы в орган внутренних дел (милицию); проводить при необходимости такие беседы в присутствии представителей администрации предприятий, учреждений, организаций, а также родственников поднадзорного;

г) требовать от поднадзорного письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением административного надзора;

д) посещать в любое время суток жилище поднадзорного.

Розыск поднадзорного, скрывшегося с места жительства с целью уклонения от административного надзора либо не прибывшего после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства, осуществляется органом внутренних дел (милицией).

Статья 7. Основания и порядок прекращения административного надзора

Административный надзор прекращается:

а) по истечении срока, на который установлен административный надзор;

б) в случаях погашения или снятия судимости;

в) досрочно, если будет установлено, что поднадзорный встал на путь исправления и положительно характеризуется на работе и в быту;

г) в случае осуждения поднадзорного к лишению свободы и направления его к месту отбывания наказания;

д) в случае выезда в соответствии с действующим законодательством на постоянное место жительства в другое государство;

е) в случае смерти поднадзорного.

Постановление о прекращении административного надзора объявляется поднадзорному под расписку начальником (его заместителем) органа внутренних дел (милиции), за исключением случаев, предусмотренных пунктами “г”, “д” и “е” настоящей статьи.

Сроком прекращения административного надзора в случаях, предусмотренных пунктами “а” и “б” настоящей статьи, является соответственно дата истечения срока надзора или погашения, снятия судимости.

Статья 8. Обязанности и права лица, в отношении которого установлен административный надзор

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано соблюдать следующие правила административного надзора:

а) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел (милиции);

б) являться по вызову в орган внутренних дел (милицию) в указанный срок и давать по требованию работников милиции письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;

в) уведомлять работников милиции, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы или жительства;

г) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам с разрешения органа внутренних дел (милиции). При нахождении с разрешения органа внутренних дел (милиции) в другом населенном пункте более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел (милиции);

д) соблюдать ограничения, установленные в отношении его в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.

Лицо, в отношении которого установлен административный надзор, имеет право:

а) знакомиться с материалами дела;

б) давать объяснения;

в) представлять доказательства;

г) заявлять ходатайства;

д) обжаловать постановление об установлении административного надзора в суд;

е) участвовать при рассмотрении жалобы в суде;

ж) при рассмотрении жалобы в суде пользоваться юридической помощью адвоката;

з) выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство.

Статья 9. Ограничения, применяемые к лицам, в отношении которых установлен административный надзор

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время суток;

б) запрещение пребывания в определенных общественных местах района (города);

в) запрещение выезда или ограничение времени выезда по служебным и личным делам за пределы района (города);

г) явка в орган внутренних дел (милицию) для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Перечисленные ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, состояния здоровья, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Статья 10. Ответственность за нарушения правил административного надзора

Лица, в отношении которых установлен административный надзор, в случае нарушения правил надзора привлекаются к административной или уголовной ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 11. Надзор за соблюдением законности при осуществлении административного надзора

Надзор за точным и единообразным исполнением законов Республики Беларусь при осуществлении административного надзора возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Постановление об установлении, продлении срока административного надзора, изменении его ограничений или прекращении может быть отменено прокурором или судом (судьей) в случае признания его необоснованным.

Статья 12. Жалобы и заявления, связанные с осуществлением административного надзора

Жалобы и заявления, связанные с осуществлением административного надзора, рассматриваются и разрешаются начальниками органов внутренних дел (милиции), прокурорами, а также судами (судьями).

Статья 13. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

Источник: http://pravo.newsby.org/belarus/zakon1/z727.htm

Наказание после наказания: как работает надзор за бывшими заключенными | ОВД-Инфо

Надзор после освобождения из мест лишения свободы 2019

— Границы дозволенного определяю опытным путем. Уже были какие-то общественные мероприятия.

Я за металлоискатели не захожу, стою рядом, общаюсь с прессой, с людьми, — Сергей Удальцов, который отбыл срок якобы за «подготовку беспорядков», рассказывает, как он живет под административным надзором.

— Меня пытаются и оттуда прогонять, но непонятно, на основании чего: протоколы пока не составляли. Выступления посредством аудиосвязи, участие в конференциях мне не запретили. Их больше всего беспокоит улица, и чтобы по стране не мотался.

Удальцову три года нельзя выезжать за пределы Москвы и Московской области, нужно дважды в месяц ходить отмечаться в ОВД, запрещено участвовать в политических уличных акциях. Условия могли бы быть жестче: МВД требовало пять лет надзора, отмечаться в полиции четыре раза в месяц и не выезжать за пределы Москвы.

Сергей Удальцов уже обжаловал назначение надзора в районном и городском судах и намерен дойти до ЕСПЧ.

Административный надзор лидеру «Левого фронта» назначили потому, что в течение года с момента освобождения у него было две «административки», связанные с митингами. Они были заведены по статьям КоАП, которые нельзя нарушать тем, кто недавно освободился. Два таких нарушения за год — и на вас могут наложить надзор.

Гуманная несвобода

Освободившихся из заключения людей полиция контролировала в России еще в XIX веке.

С 1966 года и до конца существования Советского Союза действовал указ президиума Верховного совета СССР «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Советская система надзора и нынешняя российская практически идентичны. Разве что в СССР надзор устанавливала милиция, а не суд, как сегодня.

«Административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства», — говорилось в тексте советского указа.

Эту фразу любят цитировать в публикациях об административном надзоре юристы правоохранительных органов. Они сходятся во мнении, что его нужно назначать людям, от которых можно ждать новых преступлений, и ограничение их свободы оправдано интересами общества. С такого рода текстами можно ознакомиться на сайте Российской государственной библиотеки: например, здесь и здесь.

Современный российский закон об административном надзоре был принят в 2011 году. Он часто применяется: только в 2016 году надзор назначили 69 тысячам бывших заключенных.

Любой, кому назначен административный надзор, обязан отмечаться в полиции от одного до четырех раз в месяц — как решит суд. О смене места жительства и новой работе нужно уведомлять полицию в течение трех дней. Каждому поднадзорному суд определяет границы района, где тот может находиться.

Выехать за пределы этой территории можно только по разрешению полиции «в силу исключительных личных обстоятельств».

К ним, по закону, относятся: стихийное бедствие, смерть или болезнь близкого родственника, необходимость пройти лечение, но также, например, и новая работа или учеба, в том числе поездка на собеседование или экзамены, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя за пределами установленной судом территории.

Cуд также может обязать находиться дома с 22 вечера до 6 утра. Поднадзорный должен пускать в это время в свою квартиру полицейских, если те захотят прийти. Могут установить и специфические ограничения: осужденным по политическим делам чаще всего запрещают посещать «массовые мероприятия», не всегда конкретизируя, о чем идет речь.

Бывшего руководителя «Яблока» в Торопце (Тверская область) Владимира Егорова, обязали не только быть дома после 22 часов и не участвовать в публичных мероприятиях.

От него потребовали выйти из числа администраторов группы «ВКонтакте», в которой он опубликовал видео про президента страны под названием «Главный крыс Кремля» — оно стало причиной уголовного преследования.

При этом пользоваться соцсетями Егорову не запретили, рассказывает о своем клиенте адвокат «Агоры» Светлана Сидоркина.

Надзор, по решению суда, может длиться до восьми лет. Его накладывают на совершеннолетних бывших заключенных: рецидивистов, людей с большим количеством нарушений в колонии и бывших заключенных, которые совершили на свободе в течение года более двух правонарушений по статьям КоАП, связанным с общественной безопасностью.

Надзор также устанавливают за теми, кто был осужден за ряд преступлений, в числе которых сексуальное насилие, тяжкие телесные повреждения, убийства. В 2017 году были приняты поправки, добавившие в этот перечень тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с наркотиками, экстремизмом или терроризмом.

За несоблюдение ограничений можно подвергнуться как административному, так и уголовному наказанию: статья 19.24 КоАП предусматривает арест до 15 суток, 314.1 УК — до года лишения свободы.

Среди политзеков

Административный надзор часто применяется к фигурантам политических дел: правоохранители рассматривают инакомыслящих как «опасный контингент».

Не все мирятся с такими условиями. Осужденному по «Болотному делу» Ивану Непомнящих, татарскому националисту Рафису Кашапову и автору радикальных постов в соцсетях Андрей Бубеев после освобождения был назначен административный надзор, но они смогли уехать из России.

Кашапову назначили восемь лет надзора, несмотря на то что он отбыл срок только за публикации в интернете.

В распоряжении ОВД-Инфо есть заявление в суд руководства ИК-19 в Республике Коми, где сидел Кашапов.

Необходимость надзора за Кашаповым в заявлении мотивирована лишь тем, что он отсидел по «экстремистской статье». Отбывая наказание, Кашапов неоднократно писал жалобы на условия содержания.

На некоторых политзеков надзор накладывают за нарушения в колониях, причем многие из них явно сфальсифицированы администрациями исправительных учреждений.

— Я был признан злостным нарушителем режима содержания под стражей. Понятно, что «злостником» меня делали специально. После вмешательства Эллы Памфиловой, когда она еще была уполномоченным по правам человека, первое ШИЗО мне отменили.

Буквально через неделю, наверное, по запросу спецслужб, против меня устроили очередную провокацию: в записную книжку мне вклеили лезвие от бритвочки. У меня на зоне не было защитника и возможности это обжаловать, — рассказывает Леонид Развозжаев, осужденный по «Болотному делу».

Из двухлетнего административного надзора Развозжаеву осталось меньше года.

Как рассказал ОВД-Инфо координатор «Руси сидящей» Сергей Шаров-Делоне, Иван Непомнящих подвергался взысканиям и получил надзор, потому что разоблачал незаконные действия сотрудников ярославской ИК-1.

Вскоре после того, как Непомнящих вышел на свободу, колония, где он сидел, оказалась в центре гигантского скандала.

Достоянием общественности стало видео пыток еще одного заключенного ИК-1, Евгения Макарова.

Макаров уже на свободе, но под административным надзором: должен возвращаться домой к 22 часам, отмечаться в полиции дважды в месяц.

Адвокат «Общественного вердикта» Ирина Бирюкова, представляющая интересы Макарова, рассказала ОВД-Инфо, что административный надзор в отношении него ввели не из-за разоблачений сотрудников ФСИН, а потому, что он в заключении подвергался дисциплинарным наказаниям.

— Это абсолютно архаичная мера. Получается, что заключенных наказывают дважды. Один раз по приговору, а один раз по отбытию наказания, — говорит Бирюкова об установлении надзора за людьми, уже отбывшими наказание по определенным статьям УК.

— Первые несколько месяцев на свободе — очень сложный период для адаптации, и административный надзор его дополнительно усложняет, — считает Сидоркина.

Юрист Правозащитного центра «Мемориал» и ОВД-Инфо Денис Шедов говорит, что сейчас «Мемориал» ведет в ЕСПЧ дело двух заключенных из России, Василия Тимофеева и Аркадия Поступкина, которые оспаривают эту систему. Они считают, что надзор — это повторное наказание за одно и то же преступление.

Иногда административный надзор удается оспорить в российских судах. Например, житель Калужской области Роман Гришин, получивший 40 дней колонии-поселения за репост ролика во «ВКонтакте», не будет находиться под надзором.

По словам Шедова, в случае с Гришиным претензии в суде удалось отбить, потому что под надзор попадают только тяжкие и особо тяжкие преступления по экстремистским статьям.

А часть 1 статьи 282 УК, по которой судили Гришина, к ним не относится.

Источник: https://ovdinfo.org/articles/2018/12/04/nakazanie-posle-nakazaniya-kak-rabotaet-nadzor-za-byvshimi-zaklyuchennymi

Сила Права
Добавить комментарий