Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

Дети, выброшенные на помойку – МК

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

Инвалидов на семейном обучении открепляют от школ

Всего у Аллы из Южного Бутова пятеро детей. Трое из них инвалиды: старший сын 14 лет и две девочки-сироты, взятые Аллой под опеку — 15 и 7 лет. У всех троих — ДЦП с серьезными нарушениями умственной деятельности. Плюс мальчик-колясочник, а у старшей девочки эпилептические приступы.

Учить таких детей в обычной школе нельзя: поначалу Алла пыталась, но вскоре поняла, что нужны индивидуальные коррекционные программы для ребят с серьезными двигательными и психическими нарушениями.

В обычных школах по ним не учат — только в специализированных.

Но в Южном Бутове таковых нет, хотя, по словам Аллы, «в них нуждается около тысячи детей с нарушением интеллекта и другими заболеваниями, исключающими их интегрированное обучение в обычных школах».

Возить сына и дочек по утренним пробкам в коррекционную школу другого района нереально: чтобы поспеть вовремя, выезжать из Бутова надо с ночи. И Алла стала писать в «инстанции», доказывая необходимость открытия спецшколы в своем районе. Переписка длилась три года, но ответы чиновников приходили уклончивые, школу не открывали, а время шло, и Алла нашла выход: стала учить детей дома.

— Мы заключили договор на семейное обучение по индивидуальной программе с коррекционной школой «Наш дом» (центр лечебной педагогики для детей с нарушениями Юго-Западного округа Москвы) с прохождением тестирования. В отношении двух старших детей договор был заключен до 2015 года. С младшей — на год, — поделилась Алла с «МК».

— Учебники брали в школе, а учились дома самостоятельно. Причем закон предусматривал оплату такого обучения, и мы получали деньги через школу, к которой прикрепились, — пусть не в таком объеме, как бюджет профинансировал бы обучение непосредственно в школе, но все же. И вот теперь все рухнуло.

Ссылаясь на новый закон «Об образовании», моих детей открепили от школы и фактически отлучили от учебы.

Вас здесь не стояло!

— 16 сентября, — вздыхает Алла, — нам позвонила директор школы и сообщила, что в соответствии со вступившим в силу новым законом «Об образовании» с 8 сентября мои дети не являются контингентом школы и подлежат отчислению. Компенсация за семейное обучение также отменяется — деньги больше не выделяются.

А я, если захочу, могу учить детей самостоятельно, а в школу они будут приходить лишь на аттестацию. Поначалу нам отказались выдавать в школьной библиотеке даже учебники. Но потом все-таки дали. И теперь я учу ребят сама, хотя ничего не получаю — ни на логопеда, ни на других необходимых нам специалистов.

Государство решило сэкономить, отказавшись оплачивать обучение тысяч детей-инвалидов, жалуются родители. И ради этой экономии не погнушалось ни односторонним расторжением ранее заключенных договоров о семейном обучении, ни нарушением других законов, где данная норма осталась в силе.

К примеру, в соответствии со ст. 18 Федерального закона №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях является расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

А порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Право на получение образования в семье предоставляет и Семейный кодекс, Конституция запрещает принимать законы, ухудшающие права граждан, а ст.

422 Гражданского кодекса прямо говорит, что «если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». В новом законе «Об образовании» это не оговаривается. Однако детей выставляют из школ.

Алла попыталась искать правды в управлении образования Юго-Западного округа. Но там ей помочь не смогли: дети числились в школе не по электронной записи, а по договорам и в списки учащихся не попали.

Впрочем, явно понимая неправедность творимого, чиновники все же обратились к вышестоящим инстанциям и в ожидании указаний взяли паузу.

Среди родителей же пошли слухи о «методических рекомендациях столичного Департамента образования, в которых через окружные управления образования директорам школ предлагается взять у них заявления о выходе из контингента школы, а вопрос о материальной компенсации за семейное обучение обходится молчанием».

Ждем-с!

Действительно, как подтвердили в Мосгордуме, «на 2013 год бюджет Москвы выделял на семейное образование 900 млн руб. А в 2014 году этой суммы не будет».

— Ситуация и в самом деле непростая, — заявил «МК» глава столичного Департамента образования Исаак Калина. — Новый закон «Об образовании» ставит семейное образование вне образовательного учреждения и вне оплаты. Экстернат остается не для учебного процесса, а лишь для промежуточной аттестации.

Для ее прохождения родители и прикрепляются к школам. Только ее (и учебники) оплатит бюджет. Других обязательств бюджета в новом законе нет, и это логично.

Школа не может отвечать за качество образования, получаемого дома, а потому и не получает больше госзаказа на обучение таких детей, а с ним и бюджетного финансирования.

Впрочем, эти правила лишь для тех, кто только собирается учиться дома, особо подчеркнул чиновник: «Договор в одностороннем порядке разорвать нельзя! Ни один ребенок, ранее зачисленный в школу, отчислен быть не может. Если родители не писали заявлений об исключении, все, кто был в контингенте школы до 1 сентября 2013 года, должны остаться: финансирование из бюджета на них идет».

Правда, финансируется теперь не семья, а школа. И только по электронным спискам, в которых, как мы знаем, многие дети на семейном обучении отсутствуют. Но как быть с ними, неясно: «Мы обратились в Минобрнауки за разъяснениями на правовой основе и ждем ответа», — заявил Калина «МК».

Четких инструкций, как быть с семейным обучением, не имеет и школа. А потому также ничем помочь не может, разъяснила «МК» директор «Нашего дома» Елена Цырульникова:

— Мама настаивает на семейном обучении. Но суммы, которые родители до сих пор получали за обучение, шли через школу. А сейчас они к нам перестали поступать.

Кроме того, по новому закону «Об образовании» дети на семейном обучении не относятся к конкретным образовательным учреждениям и не значатся в наших списках. Семье надо перезаключать договор об их обучении.

Тогда мы сможем учить этих детей либо в школе, либо надомно. Но что будет с компенсацией родителям — мы не знаем.

Вопросы, оставшиеся без ответа

— Почему принят закон, ухудшающий положение детей и противоречащий законодательству о социальной защите? Почему ему придали обратную силу, хотя Конституцией это запрещено, и почему на этом основании расторгли договор об обучении в форме семейного образования, заключенный до принятия этого закона и предусматривавший ежемесячную компенсацию за семейное обучение? Почему на моих детей не стали выделять такие же средства, как на детей-инвалидов, обучающихся по иным формам? Почему так называемое социальное государство вывело моих детей из контингента школы и предоставило мне «замечательную» возможность обучать их за свой счет без получения средств, на которые якобы все имеют равные права? Это что, такая государственная экономия? — возмущается Алла. — Если нет денег на школу в нашем районе, оставьте хотя бы компенсацию на детей-инвалидов за семейное обучение!

Ущемление законных интересов и прав детей-инвалидов при получении образования в наибольшей степени усиливает их фактическое неравенство, — сокрушается Алла.

— По Конституции право на бесплатное образование имеет каждый человек, в том числе ребенок, в каком бы состоянии он ни находился.

Да и по телевизору поют сладкие песни о доступном образовании для инвалидов и предлагают взять побольше сирот с проблемами здоровья.

Кому бы переадресовать все эти вопросы?

Источник: https://www.mk.ru/social/education/article/2013/10/13/929731-deti-vyibroshennyie-na-pomoyku.html

Компенсации за семейное образование: существуют или нет?

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

Уже несколько лет в различных регионах России родители спорят с администрациями школ по поводу финансирования обучения детей на дому.

Такая форма образования, как образование семейное, существует в нашей стране достаточно давно. В отличие от вынужденного надомного образования (связанного с состоянием здоровья учащегося), образование семейное – дело, по сути, добровольное.

Ранее даже в федеральном законодательстве четко оговаривался вопрос финансовой компенсации родителям, забравшим ребенка из школы и обучающим его в домашних условиях. Однако в 2000-е годы документы, регламентирующие порядок компенсации, один за другим были отменены.

Ничего не сказано о ней и в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», принятом в 2012 году, что в результате оставило для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Директора школ стали заявлять родителям, что ст.

5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 действительно гарантирует право на бесплатное образование, но воспользуются родители этим правом или нет — это их выбор. В том случае, если они не воспользовались, никаких прямых компенсаций не предусмотрено.

На первый взгляд, в словах представителей администраций школ есть логика. Но если вчитаться в новые нормативно-правовые акты повнимательнее, можно понять, что тут не все так просто.

Действующее законодательство не запрещает выплату компенсаций за образование в семье.

А исчезновение прямых норм в федеральном законе, скорее всего, связано с тем, что теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит, именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за домашнее обучение ребенка.

Семейное образование, как одна из форм обучения, проговаривается в статье 17 ФЗ №273. А значит, оно совершенно законно.

Учитывая тот факт, что средства образовательным учреждениям выделяются на обучение всех школьников (вне зависимости от их наличия в «списках»), идея «лишать» денег детей, учащихся дома, выглядит совершенно нелогично.

Более того, это противоречит статье 43 Конституции РФ, в которой речь идет о поддержке различных форм образования и самообразования.

В результате, в одних регионах из-за семейного образования развернулись судебные баталии, в других – органы местной власти решили снять противоречия, урегулировав вопросы выплат специальными региональными нормативными актами.

Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году.

В 2016 и 2017 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2017/2018 учебного года выплаты сохранены.

В Пермском крае материальная сторона семейного образования регулируется Постановлением Правительства Пермского края от 17.09.

2013 № 1224-п «Об утверждении Порядка предоставления компенсации затрат родителям (законным представителям) на получение обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования в Пермском крае».

Прикамье вообще считается одним из передовых регионов России в вопросе домашнего обучения детей. Здесь регулярно проводятся межрегиональные конференции, посвященные данному вопросу, родители не только учат детей в индивидуальном порядке, но координируют свои усилия, открывают частные мини-школы.

Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались.

Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне.

И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.

Конечно, было бы неплохо, чтоб точку в этих дискуссиях поставил именно федеральный законодатель, прописав норму о компенсациях в законе на государственном уровне таким образом, чтобы это больше не вызывало разночтений и разногласий, но, при этом, соответствовало самой системе финансирования образования. Однако в ожидании этого шага родителям приходится добиваться решения данного вопроса терпеливо и очень настойчиво.

Что делать, если в вашей школе вам отказывают в компенсации за обучение ребенка на дому?

Получение компенсации нужно обсуждать с директором школы на стадии написания заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если же он не желает принимать ответственности на себя – то с руководством регионального департамента образования.

Если же и там к вам не прислушаются, а вы будете принципиально настроены довести дело до логического завершения, вам нужно будет либо готовить документы в суд, либо вместе с другими родителями инициировать обращение в региональные правительства и заксобрания с просьбой урегулировать вопрос при помощи принятия специального нормативного акта на уровне области, края или республики.

Олег Полевой

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/kompensatsii_za_semeynoe_obrazovanie_sushchestvuyut_ili_net/

Семьи с ребенком-инвалидом столкнулись с трудностями при его устройстве

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

Почти половина (46%) родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, столкнулись с трудностями при устройстве ребенка в детсад или школу. Каждый третий считает, что его ребенок не должен получать образование в условиях инклюзии, то есть в обычной школе. Таковы результаты опроса семей с детьми-инвалидами, проведенные ОНФ совместно с фондом “Национальные ресурсы образования”.

“В России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 700 тысяч – дети с инвалидностью.

Задача государства – создать условия для получения ими образования, соответствующего их потребностям, и возможности для социализации.

Это касается как оснащенности инклюзивных классов, так и доступности коррекционных школ”, – сообщила координатор проекта ОНФ “Равные возможности – детям”, депутат Госдумы РФ Любовь Духанина.

Инвалиды получат дополнительную помощь при трудоустройстве

Взятый несколько лет назад курс на инклюзивное обучение детей-инвалидов требует внимательного подхода, считают в ОНФ. Закрывать специализированные школы, пока не созданы эффективно работающие адаптивные образовательные программы, преждевременно. Каждая третья семья (32%) отрицательно относится к модели инклюзивного обучения своего ребенка.

А 14% опрошенных родителей  вообще исключили возможность для обучения ребенка в образовательном учреждении.

Среди причин: отсутствие доступных коррекционных учреждений, специализированных групп и классов в детсаду или школе, нехватка грамотных специалистов, отсутствие доступной среды, специализированного питания, а также отказ руководителей принимать ребенка с инвалидностью.

В результате многие родители вынуждены заниматься обучением ребенка дома, самостоятельно (каждая четвертая семья), либо в реабилитационных центрах или частных образовательных организациях, но за дополнительную плату.

Расходы родителей на дошкольное образование, согласно результатам опроса, составляют от 300 до 32 000 рублей в месяц, на общее – от 500 до 30 000 рублей, на дополнительное – от 400 до 52 000 рублей.

При этом только 7% родителей сообщили, что получают компенсации за домашнее обучение ребенка-инвалида и им предоставлена льгота на получение дополнительного образования.

Среди тех родителей, чей ребенок посещает детский сад или учится в школе, 46% признались, что устроить туда ребенка было не просто.

Треть семей была согласна, чтобы ребенок получал инклюзивное образование, но образовательная организация не смогла сформировать соответствующую среду. А.

16% родителей руководство школы или детского сада вообще отказало в приеме ребенка, еще 2% родителей было предложено заплатить.

Только треть (34%) родителей отметили, что ребенок, учась в обычной школе, может осваивать программу в том же объеме и темпе, что и другие ученики.

Но сложностей возникает много: от отсутствия в школах лифтов, пандусов, широких дверных проемов, других вещей, обеспечивающих доступную среду, и  до факта, что все оснащение в школах рассчитано на здоровых детей.

Например, отсутствуют компьютеры со специальным программным обеспечением. Дети-инвалиды в обычных школах также лишены возможности посещать кружки и секции.

Семьям пенсионеров и инвалидов дадут компенсацию на капремонт

До сих пор не изжито негативное отношение к совместному обучению со стороны родителей здоровых детей, возникают проблемы и среди самих детей. На это указали 15-20% участников опроса. При этом, несмотря на существующие трудности, родители благодарят педагогов за то, что они даже при условии отсутствия нужной квалификации стараются индивидуально работать с особыми детьми.

“Родители надеются, что в будущем у их детей появится возможность заниматься с индивидуальным тьютором (60%), посещать детские инклюзивные лагеря (44%), получать инклюзивное образование интеллектуального характера (40%) или образование, где они сами могут выбирать предметы для своего ребенка (31%), – говорит Духанина. – Меры по созданию адаптированных образовательных программ предусмотрены госпрограммой “Доступная среда”, которую продлили до 2024 года”.

Эксперт отметила, что в регионах есть уникальные практики в дополнительном образовании, и такой опыт необходимо тиражировать.

Увеличить доступность образования для детей с особыми потребностями позволит также именной сертификат, благодаря которому ребенок сможет бесплатно получать образование, посещать кружок или секцию в любой организации, государственной или частной.

Как показал опрос, больше половины опрошенных родителей хотят использовать сертификат у индивидуального педагога, каждый третий – в организации, которая предоставляет инклюзивное образование или в которой есть специальные группы, классы для детей-инвалидов.

Опрос проводился среди 690 родителей из 68 регионов.

Источник: https://rg.ru/2019/01/11/semi-s-rebenkom-invalidom-stolknulis-s-trudnostiami-pri-ego-ustrojstve.html

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

В соответствии Федеральным законом от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» —  КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Оформление обучения на дому

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо  обратиться  в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.

2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ  была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми  в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации»,  а порядок их обеспечения установлен  приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г.

N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который  вступил в силу  1 января 2016 года.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Отличие обучения на дому от семейного образования

Иногда  родители (законные представители) смешивают эти  понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия?

  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения  на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей)  на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44  Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно   Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение  может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и  самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.Примерная форма заявления родителей

Директору (наименование образовательной организации)

(ФИО

родителя (или законного представителя) (ФИО),

проживающего (регистрация)

Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому  в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная   (наименование  медицинского учреждения и дата выдачи).

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

Дата ___________

Подпись __________________ (расшифровка подписи)

Источник:

Федеральные законы:

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

Приказы Минобрнауки  России:

от 9 ноября 2015 г. N 1309

от 2 сентября 2013 года № 1035

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Материалы с сайтов:

http://273-фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf

http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe

https://pravoved.ru/question/517333/

http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/

Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf

http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

http://direktor.ru/article.htm?id=116

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

Источник:

Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение ‎по основным общеобразовательным программам на дому»

Также по теме в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Инклюзивное образование на пути внедрения

Директору школы о семейном образовании

О применении электронного обучения и дистанционных технологий

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Источник: https://eduinspector.ru/2016/05/12/obuchenie-detej-na-domu-otlichitelnye-osobennosti/

Родители детей на домашнем обучении требуют компенсаций от школ

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

Родители школьников, которые учатся в домашних условиях, начали подавать иски к столичным школам, чтобы получить выделенные образовательным учреждениям средства на обучение детей.

О том, что по двум искам районными судами уже были приняты положительные решения и еще 15 родителей сейчас готовят документы для обращения в суд, «Известиям» рассказали представители общественного движения «Семейное образование».

С вступлением в силу 1 сентября прошлого года нового федерального закона «Об образовании» столичные власти перестали выплачивать денежные компенсации родителям детей-экстернатников, ссылаясь на то, что такие ученики не входят в школьный контингент, а родители тратят полученные ими денежные средства не на образование, а на собственные нужды.

Руководитель общественного движения «Семейное образование» Маргарита Макаревич, у которой из восьми детей пять находятся на семейном обучении, ждет решения суда по своему делу и советует всем родителям подавать похожие иски.

— В прошлом учебном году мы получали компенсацию как за образование, так и за питание, поскольку у нас были заключены подробные договоры со школами.

Там были указаны права и обязанности сторон, прописан порядок взаимоотношений со школой — по каким учебникам проводить обучение, когда приходить на консультации, а также прописывалась сумма компенсации, — говорит она.

— В этом же учебном году департамент образования дал распоряжение школам не подписывать такие договоры, чтобы ничего не платить. Теперь их либо нет, либо они носят чисто формальный характер, где прописана обязанность школы принять экзамен.

Маргарита Макаревич рассказала, что по двум исковым заявлениям уже есть положительные решения районных судов.

— Решением Савеловского районного суда иск родителей о выплате денежных компенсаций за питание был удовлетворен. Родители получили около 80 тыс.

рублей за питание двух детей, находящихся на семейном обучении, — сказала Макаревич.

— Еще по одному иску мы ждем решение также районного суда в ближайшее время, однако, так как боимся давления на суд со стороны департамента, не готовы раскрывать подробности искового заявления.

Как рассказала член общественного движения «Семейное образование», мать троих детей Светлана Днепровская, в группу родителей детей-экстернатников, которые готовят документы для обращения в суд, уже входят 15 человек.

— У меня трое детей, которые находятся на семейном образовании. Исходя из того, что на каждого ребенка государством выделяется от 60 тыс. до 120 тыс. рублей, размер денежной компенсации составит около 300 тыс. рублей.

Причем в эту сумму включены средства, выделенные из городского бюджета не только на обучение ребенка, но и на питание, — пояснила Днепровская. — Сейчас уже 15 родителей примкнули к нашей группе для подачи иска о возмещении компенсации.

К тому же у нас есть прецедент:  на счету родителей уже два выигрыша в районном суде по делу о компенсации.

По словам Днепровской, до прошлого учебного года все родители получали денежные компенсации. Однако с принятием нового федерального закона «Об образовании» (вступил в силу 1 сентября 2013 года), который не обязывает регионы выплачивать компенсации, школы и департамент образования попытались уйти от выплат.

— Невыплату денежных компенсаций пытались объяснить разными версиями. Сначала говорили, что так как ученики на семейном образования, то они находятся вне контингента школы, соответственно, никаких выплат не положено. Ведь школе выделяются средства только на тех детей, которые входят в школьный контингент.

Затем появилась версия о том, что родители таких учеников тратят деньги на алкоголь, а не на образование, однако то же самое можно сказать и про другие социальные выплаты.

Несмотря на все протесты родителей и возражения юристов по поводу того, что федеральный закон не определяет привязку денежных выплат к вхождению в контингент, школы продолжали утверждать, что выплаты не положены, — рассказывает Днепровская.

При этом, согласно пункту 3.1. статье 6 столичного закона об образовании, город должен выплачивать денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье».

— Отказ властей выплачивать денежные компенсации родителям, несмотря на действующее законодательство, — беспредел, — говорит Днепровская.

— Причем важно отметить, что за свои права борются люди, которые находятся далеко не в лучшей жизненной ситуации.

Среди родителей есть матери-одиночки, которые до этого благодаря компенсации могли воспитывать детей, не устраиваясь на работу на полный день, а ограничиваясь подработками.

Источник: https://iz.ru/news/578989

Со для детей с овз – ограниченными возможностями здоровья :: как начать семейное образование

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида
sh: 1: –format=html: not found

Здравствуйте, Guest

Страницы: 1 *Печать
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 13 февраля 2019 10:19 Спасибо. Попробую аргументировать по общим основаниям.
Alinaanahata Модератор форума Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск :: СсылкаДата регистрации на форуме:1 окт. 2012 Профиль | Сообщение отправлено: 13 февраля 2019 10:23Сообщение отредактировано: 13 февраля 2019 10:55262252 пишет:[q]Хочу для сдачи ПА оставить нашу школу.[/q]Если Вы хотите уйти из школы, тем более, зачем Вам обоснование права на СО? Для того, чтобы уйти, нужно подать заявление на отчисление.Но я не стану такое советовать, лучше аттестоваться у них же, в школе 8 вида. В обычной школе хоть и обязаны учить и аттестовать по адаптированным программам теперь, но нет специалистов, нет опыта пока – а значит, будут делать то, что всегда: предъявлять завышенные требования.Если же Вы думаете, что другую школу Вам будет легче “убедить”, то зря – в любой школе действовать нужно так же: написать заявление, зарегистрировать его и начинать учиться на СО. Они обязаны издать приказ по Вашему заявлению в трехдневный срок. Либо отказать с обоснованием, то есть указать, какие статьи закона запрещают им сделать то, что Вы просите в заявлении.
Alinaanahata Модератор форума Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск :: СсылкаДата регистрации на форуме:1 окт. 2012 Профиль | Сообщение отправлено: 13 февраля 2019 11:01
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 0:06 Alinaanahata пишет:[q][/q]Здравствуйте.Я читала этот Приказ. Дело в том, что он действует на правоотношения, возникшие после 1 сентября 2016 г., а мы зачислены до 1 сентября 2016 г.
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 0:07 Мы и хотим оставить нашу школу 8 вида. Не собираемся отчисляться.
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 0:32 Может есть ФГОС для лиц с ОВЗ действовавший до 01 сентября 2016 г.? Просто я его не могу найти.
Alinaanahata Модератор форума Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск :: СсылкаДата регистрации на форуме:1 окт. 2012 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 1:03 262252, Вам этот приказ не нужен, и не потому, что он Вас не касается. Не нужен ни новый, ни старый ФГОС. Не ФГОС дает право выбора СО.Закон об образовании дает право выбора СО – в равной степени всем обучающимся.
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 1:44 Смущает меня то, что законе Об образовании указано, что обучение лиц с ОВЗ регламентируется отдельными нормативными документами.
Alinaanahata Модератор форума Откуда: :: Россия :: Удмуртия :: Ижевск :: СсылкаДата регистрации на форуме:1 окт. 2012 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 9:01 262252 пишет:[q]Смущает меня то, что законе Об образовании указано, что обучение лиц с ОВЗ регламентируется отдельными нормативными документами. [/q]Обучение вообще, а не семейное обучение. К этим детям нельзя применять такие же требования, как ко всем, вот и создан отдельный ФГОС.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это требования к знаниям. Какое отношение он имеет к Вашему праву на СО?ФГОС никак не регулирует форму обучения. Он не дает права на СО и не лишает его, он – про другое.Отдельный ФГОС для детей с ОВЗ создан, чтобы адаптировать программы к возможностям этих детей. То есть, во-первых, он не для того, чтобы лишать ребенка прав, а для того, чтобы добавить ему права. А во-вторых, он – о содержании программ. Это – стандарт знаний, для вас и для школы, которая будет Вашего ребенка аттестовать.И эти знания можно давать по новому ФГОСу (в процессе обучения, который на СО школа не контролирует) и проверять (во время аттестации на СО в школе) только для тех детей, которые пошли в 1 класс после принятия этого стандарта. То есть он не для Вас не потому, что он “дал право на СО детям на СО в 16 году”, а до этого такого права не было. А потому что в качестве стандарта знаний он применяется для детей со времени его принятия, те дети сейчас уже три года идут по нему, а дети старше получали знания по старому стандарту. Право на СО и тех, и других регулируется другим документом – законом об образовании РФ.
262252 Зарегистированный пользователь Откуда: Россия :: Магаданская обл. :: Магадан СсылкаДата регистрации на форуме:13 фев. 2019 Профиль | Сообщение отправлено: 14 февраля 2019 12:13
Страницы: 1 *Печать

Источник: http://www.familyeducation.ru/speeches/index.php?t=721&p=19927

Вызов родителей: кто должен платить за хоумскулеров

Компенсация за домашнее обучение ребенка инвалида

В Омской области набирает обороты противостояние чиновников и родителей, которые перевели своих детей на семейную форму обучения. В ближайшее время здесь должны пересмотреть порядок выплаты соответствующих денежных компенсаций. Ежегодно бюджет региона на эти цели тратит 140 млн рублей.

Родители обвиняют власти в том, что они хотят сэкономить на их детях и ставят крест на семейном образовании. Но в министерстве образования региона заявляют: никто не собирается его отменять, детей можно обучать и за свой счет. А получать денежные компенсации смогут лишь те, кто действительно в этом нуждается.

В чем преимущества и опасности домашнего обучения и кто за это заплатит — разбирались «Известия».

Дела семейные

Семейное образование в новой России отпраздновало свое 26-летие. В 1992 году появилась возможность, как в царские времена, обучать детей дома. Сейчас в Омской области так называемых хоумскулеров 1273 человека — 0,56% от общего количества учащихся общеобразовательных школ (в 2017 году их было 810, в 2016-м — 447).

Областные чиновники отмечают, что активный уход детей из школ пришелся на 2013 год, когда в Прииртышье была установлена денежная компенсация для таких учащихся. По словам министра образования Омской области Татьяны Дерновой, до этого времени на семейном обучении числилось всего 60 человек.

https://www.youtube.com/watch?v=zM297O4V6Sg

Омская область — один из немногих регионов, наряду со Свердловской, Тульской, Тамбовской областями и Пермским краем, где компенсация есть. Однако в областном министерстве образования заявляют: в других регионах компенсации чисто символические.

В Прииртышье же в нынешнем году выплаты составляют в среднем от 47,2 до 133,5 тыс. рублей и зависят от уровня образования. Из бюджета на это выделяется 140 млн рублей. К слову, размер норматива на одного обучающего в школе в этом году составляет 46,2 тыс.

рублей.

Портрет среднестатистической семьи хоумскулеров составили сами омские родители, проведя мини-исследование. Опрос более 200 человек показал, что возраст большинства таких детей (68 %) — от 7 до 10 лет, 97% их родителей имеют высшее образование, а 10% — ученые степени.

Чтобы ребенок стал хоумскулером, семье достаточно лишь уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого она проживает.

Далее родители имеют право выбирать любое время для аттестации и любой период, за который она необходима. Как правило, она проходит раз в полгода.

К моменту сдачи аттестации надо выбрать школу, можно даже в другом городе.

Учебное заведение на этот период зачисляет ребенка, а после сдачи происходит отчисление. Если экзамены прошли успешно, законный представитель обращается за компенсацией затрат, понесенных на обучение. Экзамен провален — ребенок обязан вернуться в школу. Никакой компенсации не выплачивается.

Страшное наказание

Причины, по которым родители отказываются от обычных школ, у всех разные: одни стараются воспитывать своих детей в национальных традициях и выбирают специализированные объединения, других перевестись на семейную форму обучения заставляет бесконечный буллинг, третьи просто устают от денежных поборов.

Многодетная мать, заместитель председателя общественной организации «Сибирские многодетные семьи» Алеся Григорьева говорит, что перейти на семейное образование заставило отношение учителей и сверстников к ее детям. После неприятных инцидентов в семье решили: лучше обучаться дома. И вот уже более трех лет в школу они ходят, только чтобы пройти аттестацию.

«Мы живем в сельской местности, поэтому дети не имеют возможности получить необходимый уровень образования, который бы мне хотелось, — рассказывает она. — Мы нанимаем педагогов или репетиторов только по английскому языку.

И не потому, что так нужно для школьной аттестации. Дети должны широко и открыто смотреть на мир, а не быть стесненными рамками лишь русского языка. Обучаем детей либо сами, либо прибегаем к помощи интернет-ресурсов.

Таковых сейчас достаточное количество».

По мнению многодетной матери, самый сложный период при переходе на семейное образование — первые полгода. Когда и дети, и родители думают, что должны создать условия как в школе: вставать рано утром, составлять расписание, заниматься определенными предметами.

«Страх уходит после первой аттестации, — добавляет Алеся Григорьева. — Сейчас для моих детей самое страшное наказание — вернуться в школу».

Родители, воспитывающие инвалида или ребенка, по каким-либо причинам не признанного таковым, также становятся «семейниками». Для инвалидов предусмотрены различные преференции, в частности, к ним может приходить педагог и проводить занятия на дому. Но, как уверяет Алеся Григорьева, размер компенсаций таким семьям гораздо меньше, вот они и выбирают семейное обучение.

«Среди наших подопечных есть школьники, занимающиеся именно по семейной форме обучения, — комментирует руководитель онлайн-школы английского языка EnglishDom Максим Сундалов. — И чаще всего аргумент мам или пап звучит так: «Не хочу, чтобы у ребенка отбили желание учиться и сломали ему психику».

Но справляются с такой формой обучения далеко не все. Надо понимать, что, во-первых, она требует много сил и времени. И, во-вторых, необходимо довольно много финансовых вложений.

Со школьником младших классов родители еще могут заниматься сами, обходясь без репетиторов, но чем дальше, тем сложнее это делать».

Оценка разности

За два последних учебных года в омские школы вернулись 68 детей. Основные претензии и опасения чиновников и педагогов, которым приходится принимать аттестацию у таких учеников, к качеству образования и трудностям в общении со сверстниками.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова вспомнила случай, когда ребенок, обучающийся в частной школе, сдал в ней пробный экзамен по математике и набрал 80 баллов. Но государственную аттестацию едва не завалил, получив минимум.

Естественно, в вуз на бюджетное место ему пройти не удалось.

«Мы не говорим, что против семейного образования. Мы озвучиваем возможные риски, которые должны знать и понимать родители, выбравшие такую форму обучения», — отмечает Дернова.

У директора частной «Авторской экспериментальной школы» Татьяны Ходжер своя статистика. Незадолго до начала каждого учебного года к ней приходят родители детей, не прошедших аттестацию, и просят принять их в следующий класс.

Так как они не сдали экзамены, им приходится прекращать семейное обучение, а в обычной школе их оставляют на второй год.

Таких хоумскулеров за последние пару лет было семь, и им все-таки пришлось проходить неосвоенную программу по второму разу.

По данным городского департамента образования, в Омске в 2017–2018 учебном году успешно прошел промежуточную аттестацию 791 человек. Не смогли пройти восемь человек (чуть менее 0,7%), четверо из которых продолжают обучение в очной форме.

«В течение 2017–2018 учебного года зачислены в общеобразовательные организации и продолжают обучение по очной форме 54 несовершеннолетних, ранее обучавшихся по семейной форме.

В 2018 году не пройдена государственная итоговая аттестация за уровень основного общего образования одним несовершеннолетним, три человека не прошли промежуточную аттестацию и не допущены к государственной итоговой аттестации», — сообщили в департаменте образования Омска.

Но родители считают, что подобные цифры весьма условны и реалиям никак не соответствуют. К примеру, многодетный отец профессор Виктор Николин всех своих десятерых детей обучал дома сам. Они успешно проходят или прошли аттестацию и поступили в вузы. Родитель уверен: две трети омских школьников на самом деле двоечники, в то время как дети-«семейники» в половине случаев — отличники.

«Нередко при аттестации нам для решения дают олимпиадные задачи, занижают оценки из-за неправильного оформления. Пропустил ребенок, допустим, одну строчку, все, ошибка, — подтверждает Алеся Григорьева. — Почему-то нам все время пытаются доказать, что мы враги своим детям. Хотя семейное образование было всегда, и очень успешно практиковалось в дворянских семьях».

Битва за ресурсы

С 1 сентября 2019 года компенсации за семейное обучение в Омской области решено отменить. С этого момента преференции будут распределять адресно тем, кто действительно в них нуждается. Кто подпадет под эти критерии, пока не решено, но в региональном правительстве полагают: компенсации все-таки должны использоваться по прямому назначению.

Пока же некоторые родители «злоупотребляют правами». Например, их дети получают образование в частных школах, и для них в регионе тоже существует господдержка.

Субсидии идут в расчете на каждого ребенка по нормативам финансирования муниципальных школ.

По данным областного министерства образования, отдельные семьи, проживающие за пределами Омской области, получают здесь временную прописку ради компенсации.

«Только в Омске, по данным на октябрь 2018 года, по 53 детям, находящимся на семейной форме, отсутствует информация о прохождении промежуточной аттестации за 2017–2018 годы, — приводит свою статистику ведомство. — Все эти дети находятся либо за пределами России, либо имеют временную регистрацию в Омске. Из указанных 53 детей, 11 вернулись на обучение в школы».

Но родители хоумскулеров заявляют: это их право выбирать форму образования для своих детей, и отмена выплат антиконституционна. Кто-то даже готов уехать из Омска, лишь бы заработать денег на обучение в частных школах.

Источник: https://iz.ru/825301/viktoriia-strelnikova/vyzov-roditelei-kto-dolzhen-platit-za-khoumskulerov

Сила Права
Добавить комментарий